Мало кто из вас пользуется велосипедом каждый день, чтобы, например, доехать от дома до работы. За это стоит поблагодарить абсолютно непригодную для этой цели инфраструктуру городов: о велодорожках наши власти не думают от слова совсем, ехать на работу по тротуару нет никакого смысла, так как на них невозможно развить высокую скорость, а отбирать у автомобилей кусок проезжей части решится далеко не каждый.
Я уверен, что при наличии инфраструктуры, процентов 10 людей в той же Москве, предпочли бы оставить автомобили во дворе и отправиться на работу на велосипеде, если не весь путь, то хотя бы его часть, комбинируя с наземным транспортом.
Но как быть тем, кто живёт в Подмосковье, а работает в столице? Мой дом - Красногорск, а работа в Люблино, и велосипед едет со мной от подъезда до подъезда. Поэтому сегодня у меня обзор отечественных электропоездов на пригодность их для перевозки двухколёсных друзей.
Кстати, вы ошибаетесь, если считаете, что никто не поедет в час пик на электричке с велосипедом. Дочитайте статью до конца, и убедитесь, что при наличии приспособленных электропоездов желающие появятся. Заодно найдёте ответ на главный вопрос - в чём тут плохая новость.
В первую очередь разберём самые убогие, с точки зрения перевозки велосипедов, электропоезда - ЭД4М и ЭД2Т. Они построены в 1990-е и 2000-е годы по чертежам из 1950-х годов:
Проблема обеих электричек в том, что их салоны забиты сидениями под завязку, и единственный разумный вариант везти в них велосипед - это ставить его в тамбур, что и предписывают правила проезда. Но очевидно, люди, которые эти правила писали, велосипеды видели только на картинке, да и в электричках не ездили. Даже если вагон пустой, велосипед в тамбуре создаст кучу неудобств для всех:
1. Если прислонить его к двери, надо следить, с какой стороны платформа и всякий раз переставлять, чтобы люди могли войти. Ну или как-то запереть дверь, однако такая опция широкому кругу лиц недоступна.
2. Если поставить поперёк тамбура - создастся помеха как пассажирам, идущим в соседний вагон - из-за рамы, так и входящим/выходящим - из-за руля.
3. В час пик любые перестановки велосипеда в тамбуре невозможны.
И при любом раскладе, если велосипед едет в тамбуре, придётся находиться вместе с ним - чтобы переставлять всякий раз, когда кому-то неудобно. Что уж говорить про час пик, когда в тамбуре вообще не протолкнуться?
Проблема решалась бы очень просто: в салоне снимаются ближайшие к тамбурам сидения и всё, велосипед едет в салоне. Кстати, для детских колясок проблема размещения в электричках ЭД2Т и ЭД4М также стоит довольно остро: вряд ли вам и вашему ребёнку будет приятно ехать до Петушков в тамбуре, пока все отсеки в салоне заняты, и коляску туда приткнуть не получится.
Несмотря на все неудобства, связанные с проездом в тамбуре, проезд и провоз велосипеда необходимо оплачивать в полном объёме, что возмущает меня больше всего. Поэтому, если электричка пустая, я всегда завожу велосипед в салон, и занимаю целый отсек у окошка, а руль скручиваю, чтобы он не мешал редким пассажирам проходить.
Да, некоторые люди ловко вешают свои велосипеды рулём на багажные полки, но с моей лошадью это не сработает, уж очень она тяжёлая для подобной акробатики.
Дорогая дирекция моторвагонного подвижного состава! Если вы это читаете, подумайте, а не демонтировать ли в ЭД4М хотя бы по одному сидению в головных вагонах? Это уберёт из поезда всего 12 посадочных мест, зато сколько удобств появится сразу - поставить велосипед, детскую или инвалидную коляску, большие сумки на колёсах, а если ничего из этого, то стоящих пассажиров, в конце концов!
На четвёртом месте, чуть выше самого дна, поселились электрички ЭР2Р/ЭР2Т. Их в Подмосковье почти не осталось, но года три назад встречались в огромном количестве.
Эти старые гудящие сараи вы наверняка помните по их отвратительным тесным узким тамбурам, разместить велосипед в которых было решительно невозможно: в длину туда влезет разве что "орлёнок", ну а в ширину любой велосипед просто заблокирует проход. Так вот у них в некоторых вагонах отсутствовали сидения как раз возле тамбура - то, что необходимо внедрять на ЭД4М. Пробравшись через узкие двери и крошечный тамбур, велосипедист и его стальной конь могли занять неплохие места вместе с другими пассажирами.
Третье место занимает поезд "Ласточка". Такие работают на межрегиональных маршрутах, на МЦК, а также на участке Москва - Тверь - с последних я и начну.
В целом, Ласточка - отличный поезд, оставивший далеко позади ЭД4М, которые по уровню развития застряли где-то в 1970-х годах. Электропоезд быстро разгоняется, в нём тихо, всегда работают кондиционеры и туалеты, а про приятный внешний вид и говорить нечего. Ну и бестамбурная компоновка салона, которая сокращает время стоянки, и позволяет удобно затаскивать в вагон велосипед, коляски и прочие крупные вещи. Место для перевозки велосипедов в ласточке шикарное. Табун из шести коней влезает туда без труда, и расположено оно напротив выхода, так что не нужно идти к двери через весь вагон.
Однако "Уральские локомотивы" всё же кинули ложку дёгтя, расположив в этом месте откидные сидения. В любое время, и тем более, в часы пик, найдутся желающие там приземлиться. Заняты хотя бы два кресла - и велосипед уже не поставить, приходится ютиться у дверей поперёк вагона, или в углу рядом с туалетом.
Безусловно, эти кресла нужно не ставить изначально, при изготовлении поезда, а с вагонов, которые уже работают на маршруте, их целесообразно демонтировать.
Если отбросить проблему откидных кресел, всё равно к "Ласточке" есть вопрос - что делать, если несколько велосипедистов оказались в одном вагоне, а выходить им на разных остановках? Даже на найденной мной фотографии видно, что велосипеды можно сложить только в кучу, и представьте, сколько нужно совершить манипуляций, чтобы достать самый дальний.
Обе проблемы решены в "Ласточках", которые работают на МЦК. В них место для велосипедов - для велосипедов, без ненужных сидений, а стойка расположена так, что наваливать велосипеды друг на друга не придётся. Конечно, конструкция стойки вызывает вопрос, так как спицам не понравится напряжение изгиба, но саму идею размещения велосипедов я одобряю.
Серебро по уровню комфорта для велосипедиста получает "Иволга"!
Это самая крутая электричка из всех ныне существующих - как по внешности, так и по удобствам, а строятся эти красотки на Тверском вагоностроительном заводе. Быстрые, тихие, стильные - что ещё нужно современному электропоезду?
Электричка шикарна во всём, переплюнув даже "Ласточку":
1. В ней нет межвагонных дверей, поэтому, если с велосипедом случилось сесть в середину, можно с лёгкостью пройти в голову или в хвост.
2. Она выглядит самой стильной благодаря элегантному носу, особенно, "Иволга 2.0".
3. Широкие двери и широкие проходы между сидениями.
4. Куча различных розеток, чтобы зарядить электроприборы.
5. И самое главное, в "Иволге" есть специально оборудованное место со стойкой, способной принять аж пять велосипедов, и к которой коня можно прислонить рамой. Даже в час пик лично мне всегда удаётся без затруднений влезть в этот шедевр машиностроения и встать, не мешая окружающим. Напротив стойки есть ещё одно место вдоль окна, куда также можно поставить два-три велосипеда.
Но и в "Иволге" есть проблема - снова откидные сидения, которые не следовало бы делать. Само собой, если там никто не сидит, проблема отпадает, но когда откидные места заняты, всякий раз прогонять людей мне как-то неловко. Я считаю, эти откидные сидения нужно не ставить уже на заводе, так как неудобствами обеспечены все. Сидящие пассажиры зажаты велосипедами, а велосипедисты вынуждены беспокоить первых всякий раз, когда надо вытащить или поставить своего коня.
Кстати, "Иволгой" пользуются многие велосипедисты. Сегодня утром я ехал на работу в самой "пиковой" электричке, и все стойки были заняты, что ещё раз доказывает - если людям дать возможность сесть на велосипед, они сядут. Вообразите себе, как хорошо было бы летом в Москве, если бы она вся "дружила" с велосипедами, сколько бы автомобилей остались в гаражах и не жгли топливо с резиной, и сколько бы людей освободили от себя метро и тротуары.
Второе место делит с "Иволгой" электричка "Стандарт-плюс" ЭП2Д, детище Демиховского машиностроительного завода. Конечно, с технической точки зрения, она недалеко ушла от предшественника ЭД4М: тамбурный салон, коллекторные двигатели, реостатная система управления. Однако для велосипеда она подходит неплохо.
Для перевозки железных коней в электропоезде есть крючки, а также накопительная площадка возле туалета. Первый способ подходит для лёгких велосипедов - шоссейников, либо ашан-байков, на которых люди выезжают только по выходным покататься в парке.
Мы с моей лошадью таким способ не пользуемся. Лошадь очень тяжела, а в её корзине почти всегда есть поклажа, которую некуда больше положить. Поэтому наш выбор - накопительная площадка в тамбуре головного вагона, за которую Демиховский завод получает от меня супер-лайк. Если в этом месте стоят люди, я вежливо прошу их освободить для меня место и почти всегда это срабатывает.
Ну а золото я не отдам никому. Бесспорно, "Иволга", ЭП2Д и "Ласточка", прекрасно подходят для перевозки велосипеда, хотя придраться есть к чему. Но идеальный вагон для перевозки двухколёсных выглядит так:
Я считаю, для перевозки велосипедов необходимо выделить не жалкий островок, а хотя бы половину головного вагона, установив в нём несколько таких же стоек, как в Иволге, предусмотрев возможность замены их на сидения, когда велосезон подходит к концу.
Надеюсь, вы дочитали до конца, и хотите знать, к чему я придумал такой заголовок. Всё просто. Если вас бесят велосипедисты в электричках, то плохая новость для вас заключается в том, что новых электропоездов, приспособленных для перевозки железных коней становится всё больше, и уже года через три, даже зимой, войдя в тамбур головного вагона, вы обязательно увидите забитые велосипедные стойки.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Поедете ли вы с велосипедом на работу, если все наши электрички станут для этого приспособлены? Согласны ли с моим рейтингом? Обязательно пишите комментарии, а также ставьте лайк, если статья вам понравилась. Подписывайтесь на канал. До скорого!