Найти тему
16,4K подписчиков

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой, 1914/ №18

689 прочитали

Как известно, бой у Фолклендов в 1914 году, не закончился с гибелью двух броненосных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау", в составе эскадры адмирала Шпее находились еще и бронепалубные крейсера.

В данной теме рассматриваем сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Мы преследуем две цели: первая-вспомнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить и систематизировать некоторые сведения, которые может быть представляются ошибочными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям, и конструктивному диалогу.

Как известно, бой у Фолклендов в 1914  году, не закончился с гибелью двух броненосных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау", в составе эскадры адмирала Шпее находились еще и бронепалубные крейсера.

1914 год

Декабрь

8 - Бронепалубный (малый, легкий) крейсер "Лейпциг" потоплен в бою у Фолклендских островов британским броненосным крейсеров "Корнуолл" и легким крейсером "Глазго" (погибло 315 человек, по данным К.П.Пузыревского - 280 человек)

Бронепалубный крейсер "Лейпциг"
Бронепалубный крейсер "Лейпциг"

Как известно, после того как немецкие броненосные крейсера Шпее вступили в бой с британскими линейными крейсерами, легким крейсерам немецкой эскадры был отдан приказ уходить с поля боя. За крейсером "Лейпцигом" в погоню бросился британский легкий крейсер "Глазго", который в 14: 53 открыл огонь из 152-мм орудий с дистанции 60 кбт. "Лейпциг" уходил со скоростью 21 узел, ведя огонь по противнику из 105-мм орудий. Вскоре к "Глазго" присоединился крейсер "Корнуолл", в итоге немецкий крейсер оказался под огнем двух британских крейсеров (всего - 16-152-мм и 10-102-мм орудий против 10-105-мм).

Всего в ходе боя "Лейпциг" получил около 50 попаданий фугасными снарядами:

-Первый 152-мм фугасный снаряд попал в надстройку перед третьей дымовой трубой (повреждены переговорные трубы);

Крейсер "Лейпциг" в Циндао"
Крейсер "Лейпциг" в Циндао"

-Снаряд сбил фор-стеньгу и оборвал антенны (через 15 минут), несколько снарядов пробило 20-мм верхнюю палубу, один из них проник в верхнюю расходную угольную яму, пробил палубы, переборки третьего и четвертого КО;

-в 15:26 фугасный снаряд с "Глазго" попал в первое орудие ПБ (потери личного состава - 3 человека), возник небольшой пожар;

-Снаряд, пройдя верхнюю палубу, разорвался в кормовой угольной яме;

-около 16 часов снаряд попал в цейхгауз, вызвал пожар, дым начал распространяться по помещениям. От попадания в корме - разгорелся сильный пожар, справиться с которым аварийным партиям не удалось. "Лейпциг" постепенно уменьшал ход - до 20, затем до 18 узлов, затем - всего 13 узлов.

-снарядами была уничтожена средняя дымовая труба, снаряд с "Корнуолла" уничтожил четвертую кочегарку.

Броненосный крейсер "Корнуолл" оказался слишком опасным противником для "Лейпцига"
Броненосный крейсер "Корнуолл" оказался слишком опасным противником для "Лейпцига"

-снаряд попал в заднюю часть полубака, пробил верхнюю палубу, воспламенил кранцы и тросы, осколками убило много людей;

-Попадание между рулевой рубкой и центральным постом, в 18:00 сбита грот-мачта;

-К 19:00 крейсер представлял собой пылающую развалину и уже не мог вести ответный огонь (снаряды закончились). В 19:15 командир крейсера сделал попытку атаковать противника торпедами.

Схема крейсера "Лейпциг" с указанием мест попадания вражеских снарядов
Схема крейсера "Лейпциг" с указанием мест попадания вражеских снарядов
По данным К.П.Пузыревского: "...огнем были отрезаны люди, находившиеся в рулевом отделении. Они не могли выйти из него, потому что запасной выход вел через залитое водой отделений, а за задраенной дверью пылал огонь. Они так и погибли вместе с кораблем".

Учитывая бедственное положение корабля, командир крейсера решил его уничтожить посредством затопления и отдал распоряжение открыть все подводные клапаны, кингстоны и ТА. Кстати, возможно, "торпедной атаки" и не было - нужно было просто выпустить торпеды, освободив трубы ТА для забортной воды. Часть экипажа, оставшаяся в живых, собралась на баке. Перед гибель крейсера за борт упала фок-мачта.

Гибель "Лейпцига"
Гибель "Лейпцига"
По данным К.П.Пузыревского: "...корабль постепенно кренился на ЛБ, в 19:23 лег на борт и в 21:23 (то есть через два часа) "Лейпциг затонул. Личный состав спасался в воде на койках и спасательных кругах в ожидании помощи". британские шлюпки спасли только 18 человек. Командир погиб вместе с кораблем"

В итоге, по данным К.П.Пузыревского, крейсер "Лейпциг" находился под вражеским огнем примерно 4,5 часа, получил 50 попаданий (152-мм и 102-мм снаряды). В надводной части - большие разрушения, верхняя палуба и надстройки превратились в развалины. Верхняя 20-мм палуба пробивалась снарядами, обшивка в подводной части также пробивалась. Уничтожение дымовых труб и повреждение КО привело к снижению скорости на 62%. Перед гибелью на корабле имелось пять очагов пожара. Потери личного состава - 94%.

8 - Бронепалубный (малый, легкий) крейсер "Нюрнберг" потоплен в бою у Фолклендских островов британским броненосным крейсером "Кент" (погибло 327 человек, по данным К.П.Пузыревского - 315 человек).

Бронепалубный крейсер "Нюрнберг"
Бронепалубный крейсер "Нюрнберг"

Крейсер "Нюрнберг" уходил на восток от преследовавшего его броненосного крейсера "Кент" (14-152-мм, 10-76-мм орудий), превосходящего его в огневой мощи. В 17:25 на дистанции 60 кбт "Нюрнберг" открыл огонь из кормовых 105-мм орудий. "Кент" открыл огонь из 152-мм орудий, но потом его прекратил из-за большой дистанции. Вскоре "Кент" (через 10 минут) вновь открыл огонь, но как отмечено у К.П.Пузыревского "из-за плохой видимости и неудовлетворительной работы дальномеров" стрельбы крейсера была неудачной, однако "Нюрнберг" все же получил два попадания. Первое попадание - в кормовую трубу у ее основания, где возник пожар, который быстро ликвидировали. Другое попадание - в среднюю палубу ЛБ вблизи третьего орудия. Крейсер "Нюрнберг" маневрировал для максимального использования своих орудий, так как не мог развить необходимую скорость чтобы оторваться от преследования. Вскоре немецкий КР получил еще несколько попаданий: около четвертого орудия, несколько - надстройку между орудиями № 5 и № 6. Орудие № 5 ПБ было сильно повреждено, прислуга частично ранена, замок пришлось менять, используя замок с шестого орудия.

"Нюрнберг" смог повредить "Кент", но преимущество британца было более значительным
"Нюрнберг" смог повредить "Кент", но преимущество британца было более значительным

Снаряд попал в носовую офицерскую каюту ПБ, вызвал пожар. Девятое орудие вышло из строя. Дистанция сокращалась, "Кент" подошел очень близко (2-3 кбт) (сомнительно, но так у Пузыревского), практически в упор расстреливая немецкий крейсер. Британский снаряд попал в рулевое отделение, убив там несколько человек. От дыма и газов от разрыва снаряда в районе кормовых погребов задохнулся почти весь личный состав, который там находился. Снаряды попали в машину, котел, рулевую машину - "Нюрнберг" потерял возможность управляться. Два 152- мм снаряда взорвали на полубаке и вывели из строя все носовые орудия.

По данным К.П.Пузыревского: "...в 18:25 "Нюрнберг" совсем потерял ход и остановился, имея большой крен на ПБ и дифферент на корму, но еще не потеряв способности держаться на воде. Фок-мачта была сорвана снарядом до прожекторной площадки. Все дымовые трубы были пробиты осколками снарядов и походили на решето; особенно сильно пострадала первая труба. В районе носового мостика и штурманской рубки был пожар ..."

В 19:30 (примерно через два часа после открытия артиллерийского огня) "Нюрнберг" лег на правый борт и быстро затонул. Из экипажа погибло примерно 98% личного состава. На шлюпках было спасено из воды только 7 человек, все раненые погибли при опрокидывания корабля.

Схема крейсера "Нюрнберг" с указанием мест попадания вражеских снарядов
Схема крейсера "Нюрнберг" с указанием мест попадания вражеских снарядов

По итогам боя - выведено из строя 80% артиллерии (кроме двух орудий), крейсер получил большое количество подводных пробоин, надстройка, трубы и фок-мачта полностью разрушены. Механизмы были повреждены, корабль горел во многих местах.

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Шеер, Р. Германский флот в Мировую войну /Р.Шеер. - М.: Эксмо, Изографус; СПб: Terra Fantastica, 2002.- 672 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою, 1914-1918 гг. -- М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. - 432 стр.; Пузыревский, К.Повреждения кораблей от артиллерии и борьба за живучесть. Часть 1. По историческим архивным и литературным материалм Первой мировой войны 1914-1918 годов/ К.П.Пузыревский - СПб: издатель М.А.Леонов, 2002.- 152 с.