Для начала, а что там есть? Что за тайны скрывают опечатанные папки? Кажется, что узнать этого нельзя. Но только кажется. Я, например, знаю. Да, собственно, и не только я. Архив же секретный, а значит, его содержание, мягко говоря, не секрет. Все знают, что хранится в секретных архивах.
В таких архивах хранится масса совершенно бессмысленных документов, не интересных вообще никому. Когда-то, в каких-то конкретных исторических обстоятельствах, кто-то посчитал их важными (скорее всего, беспочвенно, по чисто формальным признакам) и засекретил. На всякий случай. Количество такой документации настолько велико, что разбираться, выясняя актуальна ли ещё информация сейчас, да и заслуживала ли она сокрытия в прошлом, никто не будет. Подобный балласт составляет около 100% архивного материала. И настоящие тайны спрятаны не под печатями, а именно в нём. В макулатуре, как деревья в лесу.
И да. Настоящие тайны там тоже, разумеется, есть. Тайны Ватикана. То есть, информация, разглашать которую Римская Курия даже века спустя не желает, из-за возможного репутационного ущерба. В основном это информация об внутрицерковых интригах и грязных делах высших иерархов — давно почивших, и мало известных ныне даже историкам. Но тем не менее. Нехорошо получится, если всплывёт донос о противоестественных сексуальных наклонностях какого-то епископа или кардинала, жившего в XVII веке. Нехорошо, даже если в другой папке найдётся запись, что проверка — не подтвердила. Мало ли почему не подтвердила? Может, тут ещё и коррупция? То есть, в любом случае нехорошо, но и совершенно не интересно.
Найдутся сообщения и о сомнительных политических альянсах Ватикана, о шагах, в современных условиях представляющихся предосудительными с моральной точки зрения. То есть, нечто интересное уже не только узким специалистам по истории католической церкви. Однако, такая информация составляет уже исключение из исключения.
Можно ещё добавить: исключение не существенное. Содержимое архивов может дать ключ к лучшему пониманию неких третьестепенных исторических событий. Историю папства можно разделить на две непоследовательно чередующихся части. В некоторые периоды Рим обладал реальной — и огромный (в пределах Европы) — властью. В эти моменты Папы творили много зла (вернее, того, что понимается под «злом» в наше время), но творили его открыто. Ибо сильному нет необходимости скрываться. Соответственно, в папках, относящихся к периодам могущества, едва ли найдётся что-то новое.
В другие периоды Рим был слаб, и Папы, утратив явные рычаги власти, вынуждены были прибегать к тайным. И тут, тем более, ничего, кроме вялых интриг, скрываться не может. Ибо история творится мечами, а не заговорами.
И теперь о том, чем в архивах нет. Там нет ничего, вытекающего из представлений о Ватикане, как о базе тайного мирового правительства. Поскольку тайно чем-либо Ватикан никогда не правил. Явно — бывало. В некоторые, причём непродолжительные, моменты, Рим являлся центом управляющим политическими процессами в Западной Европе. Чаще же, никакой роли в политике он вообще не играл. Ввиду отсутствия собственных мечей.
Бывали времена, когда папы диктовали свою волю королям, и смещали неугодных императоров, но большую часть средних веков католическая церковь либо вела войны сама с собой (папы vs антипапы), либо боролась с германскими императорами за влияние хотя бы в центральной и северной Италии. И если с императорами папы ещё справлялись (хотя в XI веке «борьба за инвеституры» закончилась победой императора Генриха IV), то с королями выходило хуже. И до такой степени хуже, что почти весь XIV век понтификам пришлось провести во французском плену в Авиньоне.
После начала Столетней войны и ослабления Франции Рим вернул независимость и на целых два века действительно превратился в серьёзную политическую силу. Но кончился этот период эпохой Реформации — охватившими Европу кровавыми религиозными войнами. Завершившимися в XVII столетии не столько победой протестантов, сколько глобальным и окончательным поражением Ватикана. Абсолютные централизованные монархии, даже если их короли и оставались ревнителями католической веры, вышли из под политического влияния Рима. Например, кардиналы Ришельё (а их два брата было: Арман и менее известный Альфонс) получили сан, фактически, из рук короля. Папы в таких делах уже только подписывали. Ибо король в случае непонимания легко мог послать в Италию войска для проведения разъяснительной работы. Или, как в случае в королями Англии, оставить армию дома, но просто послать весь Рим оптом, взяв распределение церковных должностей на себя.
...Если же коротко, то последние 400 лет Ватикан не может участвовать в глобальных заговорах, так как, лишён способности влиять на европейские (а тем более, мировые) дела, и не может оказать другим заговорщикам какие-либо услуги. Зачем кому-то заговариваться с пустым местом? Отсутствие же власти тайной, имеющей в своей основе скрытые, труднопредставимые рычаги, очевидно из вышеизложенного. Если бы какие-то рычаги у Курии были, она бы, наверно, использовала бы их (и наверняка использовала) ещё в XVII веке, чтобы сохранить власть явную. Не сохранила. Значит, рычаги поломались ещё тогда.