Три незабываемых дня провели зрители Хакасии в компании Российского академического молодежного театра (РАМТ, Москва). Главный молодежный театр страны представил публике: три спектакля «Эраст Фандорин», «Чехов GALA» и «Денискины рассказы». Одну из постановок посмотрел корреспондент 19rus.info.
Всегда была уверена, что ставить Чехова для любого театра беспроигрышный вариант. В чем собственно убедилась 3 июля, когда побывала на совершенно роскошном спектакле «Чехов GALA».
Два фантастических часа без антракта подарил Российский академический молодежный театр (РАМТ, Москва) хакасскому зрителю и в целом гостям фестиваля Чир Чайаан.
- Большой коллектив, порядка 90 актеров. Четыре фуры роскошных декораций. Это большой подарок РАМТ, «Больших гастролей» при Росконцерте Минкультуры Российской федерации. Для нас это счастье. Никогда в жизни мы бы не нашли такого бюджета, чтобы привезти три полномасштабных, красиво оформленных спектакля, - рассказывала на пресс-конференции министр культуры Хакасии Светлана Окольникова.
Поклонники творчества Антона Павловича смогли узнать в спектакле «Чехов GALA» сразу несколько пьес: «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей», «О вреде табака». Поначалу все было сумбурно и непонятно. Это отметила не только я, но и еще несколько человек, чьи отзывы появились в интернете сразу после просмотра.
В общем-то, и неудивительно, что зритель не сразу понимает что к чему.
Каждая чеховская история переплетается с другой, прерывает ее, начало следующей – в момент остановки предыдущей. Актеры говорят, резко замирают или тихонько подпевают, создавая мелодичную канву для следующей истории. Кстати, в спектакле практически нет музыки. Все достаточно камерно. И лишь финал звучит по-настоящему торжественно и горько, чисто по-русски, страдальчески.
Все два часа актеры творят на сцене какое-то гипнотическое безумие, чехарду, абсурд. Гипнотическое оно потому, что все это время невозможно оторвать глаз. Нельзя отвлечься – упустишь что-то важное. Важна каждая мелочь, деталь: от посуды, подносимой официантом, до валенок или стакана воды.
Актерская игра безупречна. Игра ли? Кажется, что изобрели телепортацию и литературные персонажи оказались в 21-м веке. Настолько талантливо и органично смотрится место действия, что хочется спросить: «А не мешают ли вам зрители?» Гармония и попадание в запрос аудитории, которая в наше время все меньше видит чисто академических постановок.
Сейчас бы Чехова посчитали тонким троллем, который высмеивает своих персонажей, потешается над их глупостью, занудством, заносчивостью. Почему публика и смеется не над героями чеховских произведений, а, прежде всего, над собой. Узнает типичные для современности ситуации, хотя описаны они, например, шутка-комедия «Медведь» в 1888 году.
- Я люблю вас! Очень мне нужно было влюбляться в вас! Завтра проценты платить, сенокос начался, а тут вы... Никогда этого не прощу себе.., - говорит нестарый помещик Смирнов вдове Поповой и зал взрывается аплодисментами.
Зритель видит на сцене тот самый театр, который происходит в жизни каждый день. Оттого столь ясно выглядит намек Чехова ко всему относиться проще, не создавать фарса, абсурда, не множить человеческих страстей. Но, как мы знаем, человек слаб, поэтому и закручивается вихрем вся эта фантасмагория, гала-представление человеческих характеров. Этот калейдоскоп, как кривое зеркало наоборот выпрямляет то, что лечится сатирой и иронией.
В этом смысле совершенно очевиден выбор РАМТ в пользу Чехова. Автора вне времени, которому удалось вернуть человеку человека, не разочаровавшись в его слабости, а полюбив вместе с ней.
Финал, конечно, абсолютно непредсказуем и выворачивает наизнанку последнее трепетное внимание зала. Пару часов вы смеетесь, а последние минуты пускаете слезу, когда перед глазами плавно движется сцена, столь четкая, как раскадровка жизни. Актеры красиво замерли, а зрителю после всего представления предстоит жить дальше. Точка.
Светлана Стафиевская