Давайте вспомним для начала основу советского образования - те самые постулаты, которые формировали его:
1. Триединая цель – научить, развить и воспитать
2. Принцип «от простого к сложному».
3. Системность и взаимосвязь преподавания всех предметов курса школьного образования.
4. Единость системы.
5. Четкая промежуточная аттестация.
Если рассматривать всю систему советского образования, то бросается в глаза четкая привязка предметов друг к другу. Этакие межпредметные связи пронизывающие все предметы единовременно. Это проскальзывало ненавязчиво, и не проявлялось с первого взгляда. К примеру в географии координаты проходятся в 6 классе в начале 2 четверти, а в математике за месяц до этого. Что дает ребенку математическую базу для последующего освоения географии. В 7-8 классе по географии проходили материки и океаны, и большая часть произведений в литературе посвящены путешествиям («Пятнадцатилетний капитан», «Остров сокровищ» и т.д.) Все предметы имели взаимосвязи и помогали освоению друг друга. Не понял на одном предмете, поймешь на другом – возможно метод изложения тебе не по нраву или визуально восприятие лучше, чем от устного пояснения. Это давало возможность ребенку понять тему не прямым путем изучения, а практическим.
При этом темы усложнялись постепенно, что само по себе разумно с позиции освоения материала.
Но цель сохранялась – научить. И в этом важная роль триединой цели: научить – передать навыки и знания ученику, а вот с помощью этих знаний ученик решит практические задачи; Развивать – совершенствовать что-либо у учащегося от навыков и умений, до личных качеств. Эта часть триединой цели предполагала полет педагогической мысли. В ней на основе своих наблюдений учитель решает развивать личности или коллектив или нечто более конкретное; Воспитывать – формировать личность (коллектив) путем педагогического влияния.
И вишенкой на торте было полное соответствие программ и учебников во всей стране. Ребенок перейдя из школы в школу терял один-два урока. Никаких проблем дети не испытывали. Учитель спрашивал, где остановился учащийся и эти «плюс-минус» два урока легко наверстывались.
Ну и последним пунктом становилась Государственная итоговая аттестация. Экзамены принимались с 5 класса. Их количество росло, но они небыли сюрпризом – процедура знакома к 8-9 классу, уж не говоря про 10-11, учебник и программа не меняются – билеты устоявшиеся.
К чему же мы пришли с ФГОСом.
1. Нет триединой цели. – Мы больше не учим. Создаем компетенции и формируем универсальные учебные действия. Обучающихся (ведь они больше не ученики) мы учим учиться, но не даем знания. Якобы, если ребенок сам дойдет до знаний, то поймет лучше чем если бы их пояснил учитель. Охотно верю. Но сколько детей действительно смогут вычленить именно нужное.
Цели и тему урока ставит ученик. А его этому учили? Он знает методы педагогики, знает как будет эффективней и как достичь задуманного? Ах, да ученик (буду его так называть) должен поставить цель и угадать тему в соответствии с вашим календарно-тематическим планированием и планом конспектом урока. Что курил создатель системы непонятно. Зачастую на уроке каждая минута дорога, а мы играем в угадайку.
2. ФГОС предполагает формирование у учеников обобщенного системного представления о мире на основе УУД. Классно – никакой конкретики, только общее представления, сформированные на основе умения учиться (ведь именно это ууд) Что на подобии – «О, это радуга – красиво, а как она получилась – пойду поищу где-нибудь информацию или не пойду. Общее представление же я имею - это точно радуга». Итог поверхностное познание, абсолютно без системное.
3. Системно-деятельностный подход- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащегося.
Это метод напоминает систему: возьми молоток и забивай гвозди. А попал по пальцу, так надо по гвоздю бить. Не знаешь где гвоздь? Ну сам как-нибудь разберись.
Как ученик разберется в учебном предмете без учителя. Ведь в идеале учитель по ФГОСу вообще только сопутствующий наблюдатель.
ФГОС доходит до идиотизма научили детей азам математики и даем искать неизвестную. Во втором классе. Серьезно. А чего не в первом то, цифры глядишь уже выучили. Давайте икс введем. Система не умеем ходить – будем бегать не работает в образовании. Ну не может ученик из литературного текста вычленить информацию о характеристике природной зоны (большой привет учебнику цикла «Полярная звезда»). Полную анархию дополнили пересмотры курсов – межпредметные связи рухнули. На географии учат детей координатам в 5 классе, а на математике в 6.
Переходы из школы в школу просто ад – программы разные, учебники разные, зачастую предметы другие. Какие пару уроков – теперь почти месяц на адаптацию у ученика уходит.
ГИА до 9 класса нет. Прекрасно, не правда ли. Зато есть допуск к ОГЭ – устное итоговое собеседование. Проверка умения читать в слух и отвечать на вопросы. В мое время это называлось аудирование и было простым видом деятельности на литературе. Но не суть столь важно. Умея читать и говорить, в 9 классе вы впервые столкнетесь с процедурой экзамена. Сюрприз.
За 10 лет ФГОС прикончил систему школьного образования. Результаты математики это показали наглядно. Это при том, что ученикам дали справочные материалы.
С такими подсказками не сдать – уму не постижимо.
Учителя кричат о проблемах в образовании. Они видят первопричины проблем. Но государство не слышит учителей.