Учитель – это не профессия, а призвание.
Часто можно услышать неадекватные претензии со стороны родителей или просто активистов в сторону учителей. Не только их манеры преподавания предмета, а и личной жизни. Поведения во внеурочное время, да просто жизни вне работы.
Учитель – пример.
Надо заметить, что в нашем обществе закрепилось весьма предвзятое мнение об учителе. Этакий столп общества, олицетворение морали и социальных норм.
Стереотип идеального учителя выглядит примерно так: женщина среднего возраста, в строгой одежде черно-белых или нейтральных тонов. Закрытая одежда от запястий до шеи, и длинная юбка ниже колен (в пол идеально), брюки не приветствуются. Полное отсутствие макияжа, волосы собраны в пучок. В общем эдакий мертвенно бледный индивид – шестеренка системы. Биологических потребностей не имеет – спит и работает.
Про мужчину учителя стереотип немного мягче. Это связано с учителями физической культуры, трудового обучения и физиком (историком).
1. «Физрук типичный» - спортивный костюм, свисток и секундомер, кеды. Умеет поражать умы неподготовленных детей ненормативной лексикой. Иногда образ может быть дополнен мячом (любым) или прочим спортивным инвентарем. Иногда небрит или после перепоя. Поэтому к нему моральные постулаты принципа – «Ты ж учитель» применяются со скидкой на профиль предмета.
2. «Трудовик» - спецовка (желательно в пятнах или стружке). Так же как и физрук небрит или после праздника.
3. Предметник мужчина – костюм строгих тонов, но не черный (чтоб не празднично), в туфлях. Гладко выбрит, призывает к дисциплине на переменах, журит курильщиков и прогульщиков. (Сам если курит, то тайно – чтоб соблюсти моральный облик)
Такие стереотипы порождает общество. Никому при упоминании учителя начальных классов, и в голову не придет представить молодого мужчину. Это нормально. Так же как и нормально требование общества к моральному облику учителя.
К сожалению создание стереотипа уровня мифического зверя порождает социальное напряжение. Ожидание - не соответствует реальности. От части в этом виновата сама школа. Уж больно консервативна она по своей природе. Учителя легко примут новые системы образования, учебники, программы или что еще там придумает министерство или отделы образований. Но поведенческие стереотипы будут сохранять годами. Не даром фразы: «убираем все, достаем двойные листочки», «звонок для учителя», «а голову дома не забыл»… знакомы всем без исключения. Но мы обучались в различных школах, в различных городах и селах, как же так. Все просто – поведенческие рамки, одинаковые условия труда порождают одинаковые ситуации, а значит закономерными и будут выходы из этих ситуаций.
Учитель тоже человек.
С другой стороны общество, почему-то смотрит на школьных учителей через странную призму личных мнений. Внезапно родители осознают, что их детей учат люди. Не роботы, скрывающие свою деятельность, а вполне обычные человеческие индивиды. И у них свои интересы и потребности. Они к большому удивлению родителей: ходят в магазины, покупают одежду, еду; ездят на отдых (и даже на пляж); да и вообще живут вне школы. Но это же нормально. Любой человек имеет право на личную жизнь.
Вот это и пугает родителей – значит, учитель обычный человек и может делать все то же самое что и родители.
И тут надо поднять крик – вы, что так нельзя. Если учитель будет вести себя как все, то какой же пример из него. Можно осудить учителя за фотосессию, покупку белья в магазине, да просто фотографию. При этом на своих страницах в социальных сетях публикуют такие фотографии, что нет слов.
Проблема в том, что защиты у учителя нет никакой. Ни социальные службы, ни профсоюз не смогут защитить личную жизнь. Ну, нет у нас в законодательстве норм защищающих учителя. Нет защиты - как в стенах школ, так и за ее пределами.
И вот апогей безумия: Министерство образования разрабатывает методические рекомендации о том, как должна выглядеть учительница на отдыхе.