Найти тему
Путь и текст

Армянский монастырь Ованаванак. Его надписи и циклопические стены

Монастырь Ованаванк находится в деревне Оганаван, что рядом с ущельем реки Касах, к северу от Еревана.
Его строения возвел ишханц ишханов (князь князей) Ваче Вачутян рядом с более древним храмом - базиликой Сурб Карапет (Св.Иоанна Крестителя), основание которой связывают с именем Григория Просветителя - легендарного крестителя Армении. А до прихода христиан на этом месте возможно существовал языческий храм.
Главную церковь монастыря Катогике построили в 1217 году, в 1248 - 1250 гг. к храму пристроили гавит (притвор), и наверно в это же время комплекс окружили крепостными стенами.

Хотя, с укреплениями монастыря не так все просто, судя по циклопической кладке, его стены много старше XIII века, тем более известно, что первую церковь христиане возвели на месте какого-то языческого храма. Возможно, что часть укреплений принадлежала еще этому капищу.

Фортификация монастыря дошла не полностью, но общий план крепости прослеживается хорошо, кое-где стены сохранились до 5 м. в высоту.
Сейчас все входят и въезжают в монастырь через участок разрушенной крепостной стены. Но раньше вход осуществлялся через парадные ворота, которые защищались двумя массивными круглыми башнями.

Циклопические стены Ованаванка.
Циклопические стены Ованаванка.

Храмы здесь, как и почти везде в Армении, соединены вместе. Спереди виден огромный притвор, а сама церковь Св. Катогике стоит за ним, слева находится древняя базилика V века.

К сожалению, Ованаванк сильно пострадал после землетрясения 1919 года, вся верхняя часть собора, включаю главу, были разрушены. Восстановили его только в 1970-1990 гг. Так что, многое из того, что мы сейчас здесь видим, это больше новодел.

Строительство монастыря описал Закарий Канакерци (1626-1699 гг.) - дьякон Ованаванка. Он стал послушником в 13 лет и всю свою жизнь отдал монастырю. В своей "Хронике" он изложил всю историю Ованаванка.

Все стены притвора и собора покрыты памятными надписями, они рассказывают о дарах храму.
Надписи Ованаванка по "Хронике" Закария Канакареци
Надпись на северной стене притвора:
"В 699 (1250) г. в правление Шахиншаха, сына великого Закария, я, Курд, сын Вачэ, и жена моя Хоришах, дочь Марцпана и Мамкан, снискав, благодаря Богу, милости чужеземного войска стрелков (монголов), посвятили себя армянским церквам. Из любви к Богу вновь приобщились к [обители] Святого Карапета и принялись строить этот великолепный дом и, затратив большие средства, завершили его. И служители святые назначили служить в год двадцать обеден: десять мне, Курду, и десять – Хоришах. Пока мы живы, десять Вачэ и десять Мама-хатун, а после нашей смерти – нам, начиная с Нового воскресения, и пусть неуклонно исполняют. Кто нарушит, ответит за наши грехи. Исполнителей нашего завещания да благословит Господь. Аминь."

-6

На южной стене храма:
"В 732 (1283) г. волею добродетельного Господа я, ишхан Хасан, сын ишханац ишхана Курда и матери [моей] Хоришах, из рода Мамиконянц, внук великого Вачэ, и моя благочестивая супруга Арус-хатун из рода Укананц, преждевременно покинув сей мир, во цвете лет отдали [Богу] свои души..."

На западной стене храма:
"В 1088 (1639) г. волею Святого Духа я, ереванец Аваг, сын Ага-баба, и супруга моя Дастагул приобщились [к Святой обители]..."

На южной стене притвора:
"В 1033 (1584) г. я, Довлат-бек, внук Махлута, купил на благоприобретенные мои средства немного земли и передал ее храму Святого Карапета на память обо мне..."

Интересны армянские имена - Курд, может намекать на курдское происхождение; Хасан - арабское имя, популярное и у турок; Арус-хатун, Мама-хатун - хатун (госпожа) тюркский женский титул; "сын Ага-баба" - ага - турецкий титул: военный или обозначающий старшинство (др.тюрк - аka - старший), Баба - тюркское слово также обозначающее старшего предка - отца, деда, как правило, так называли суфийских шейхов; Довлат-бек, Довлат, Давлат - арабское имя, популярное у татар, бек - тюркский аристократический титул. При этом, все эти люди были христианами, так как жертвовали дары монастырю.

Ниже, изображение над входом в церковь - Иисус Христос и разумные, и неразумные девы из Евангелия Матфея (25:1-13). Все девы тут с бородами, причем и разумные, что слева, со свечками, и неразумные, что справа.
Объяснение сей причуде простое - в армянском языке слово дева не имеет рода, поэтому резчик изобразил здесь только мужчин.

-8

Каменные кресты, хачкары, Ованаванка имеют уже богатую орнаментику, характерную для 13 века. Хачкары вырезались по случаю разных событий - похорон, дарений, побед, паломничеств - всего известно до 50 событий, по поводу которых вырезались эти каменные кресты.

-9

Несмотря на то, что хачкар является армянским символом, их резьба может отображать орнаментальную стилистику наверно со всего мира, тут и какие-то азиатские узоры, и византийские, и даже что-то скандинавское.

Ниже, древнейшая базилика - Сурб Карапет. Какое-то сооружение могло существовать здесь и в IV в., но эту базилику, скорее всего, возвели в V веке, известно, что 553 г. ее деревянную крышу заменили каменными сводами.
Больше всего мне там понравились полы - абсолютно затертые, продавленные плиты, все на разном уровне - именно так должен выглядеть пол, которому больше 1500 лет...

Оборонительные стены Ованаванка сохранились на высоту 3 и более метров почти по всему периметру. Толщина стен тоже весьма значительна - 4 метра минимум. Первоначальная высота стен неизвестна, тем более их постоянно реконструировали до XVIII века, но можно предположить, что они были, как минимум, в два раза выше чем сейчас.

Северная стена самая мощная, она лучше сохранилась, и как видно, ее сложили из самых больших камней. Некоторые камни здесь не уступают по размерам блокам, из которых сложили египетские пирамиды в Гизе.

Вся территория монастыря - это месиво из камней, тут нельзя сказать, что они просто лежат на поверхности, скорее вся земля ими просто пропитана.
Кое-где угадываются прямоугольники разрушенных построек, как здесь, что это были за постройки неизвестно.

В разрыве стен виднеется каменный памятный обелиск. Признаюсь честно, из-за его невероятной сохранности я изначально решил, что обелиск относительно новый - 19 века, примерно. Оказалось, что я сильно ошибся - обелиск датируется 1311 годом!

-17

Читайте также:

Армяне в Индии. Старейшие армянские надписи