Монастырь Ованаванк находится в деревне Оганаван, что рядом с ущельем реки Касах, к северу от Еревана.
Его строения возвел ишханц ишханов (князь князей) Ваче Вачутян рядом с более древним храмом - базиликой Сурб Карапет (Св.Иоанна Крестителя), основание которой связывают с именем Григория Просветителя - легендарного крестителя Армении. А до прихода христиан на этом месте возможно существовал языческий храм.
Главную церковь монастыря Катогике построили в 1217 году, в 1248 - 1250 гг. к храму пристроили гавит (притвор), и наверно в это же время комплекс окружили крепостными стенами.
Хотя, с укреплениями монастыря не так все просто, судя по циклопической кладке, его стены много старше XIII века, тем более известно, что первую церковь христиане возвели на месте какого-то языческого храма. Возможно, что часть укреплений принадлежала еще этому капищу.
Фортификация монастыря дошла не полностью, но общий план крепости прослеживается хорошо, кое-где стены сохранились до 5 м. в высоту.
Сейчас все входят и въезжают в монастырь через участок разрушенной крепостной стены. Но раньше вход осуществлялся через парадные ворота, которые защищались двумя массивными круглыми башнями.
Храмы здесь, как и почти везде в Армении, соединены вместе. Спереди виден огромный притвор, а сама церковь Св. Катогике стоит за ним, слева находится древняя базилика V века.
К сожалению, Ованаванк сильно пострадал после землетрясения 1919 года, вся верхняя часть собора, включаю главу, были разрушены. Восстановили его только в 1970-1990 гг. Так что, многое из того, что мы сейчас здесь видим, это больше новодел.
Строительство монастыря описал Закарий Канакерци (1626-1699 гг.) - дьякон Ованаванка. Он стал послушником в 13 лет и всю свою жизнь отдал монастырю. В своей "Хронике" он изложил всю историю Ованаванка.
Все стены притвора и собора покрыты памятными надписями, они рассказывают о дарах храму.
Надписи Ованаванка по "Хронике" Закария Канакареци
Надпись на северной стене притвора:
"В 699 (1250) г. в правление Шахиншаха, сына великого Закария, я, Курд, сын Вачэ, и жена моя Хоришах, дочь Марцпана и Мамкан, снискав, благодаря Богу, милости чужеземного войска стрелков (монголов), посвятили себя армянским церквам. Из любви к Богу вновь приобщились к [обители] Святого Карапета и принялись строить этот великолепный дом и, затратив большие средства, завершили его. И служители святые назначили служить в год двадцать обеден: десять мне, Курду, и десять – Хоришах. Пока мы живы, десять Вачэ и десять Мама-хатун, а после нашей смерти – нам, начиная с Нового воскресения, и пусть неуклонно исполняют. Кто нарушит, ответит за наши грехи. Исполнителей нашего завещания да благословит Господь. Аминь."
На южной стене храма:
"В 732 (1283) г. волею добродетельного Господа я, ишхан Хасан, сын ишханац ишхана Курда и матери [моей] Хоришах, из рода Мамиконянц, внук великого Вачэ, и моя благочестивая супруга Арус-хатун из рода Укананц, преждевременно покинув сей мир, во цвете лет отдали [Богу] свои души..."
На западной стене храма:
"В 1088 (1639) г. волею Святого Духа я, ереванец Аваг, сын Ага-баба, и супруга моя Дастагул приобщились [к Святой обители]..."
На южной стене притвора:
"В 1033 (1584) г. я, Довлат-бек, внук Махлута, купил на благоприобретенные мои средства немного земли и передал ее храму Святого Карапета на память обо мне..."
Интересны армянские имена - Курд, может намекать на курдское происхождение; Хасан - арабское имя, популярное и у турок; Арус-хатун, Мама-хатун - хатун (госпожа) тюркский женский титул; "сын Ага-баба" - ага - турецкий титул: военный или обозначающий старшинство (др.тюрк - аka - старший), Баба - тюркское слово также обозначающее старшего предка - отца, деда, как правило, так называли суфийских шейхов; Довлат-бек, Довлат, Давлат - арабское имя, популярное у татар, бек - тюркский аристократический титул. При этом, все эти люди были христианами, так как жертвовали дары монастырю.
Ниже, изображение над входом в церковь - Иисус Христос и разумные, и неразумные девы из Евангелия Матфея (25:1-13). Все девы тут с бородами, причем и разумные, что слева, со свечками, и неразумные, что справа.
Объяснение сей причуде простое - в армянском языке слово дева не имеет рода, поэтому резчик изобразил здесь только мужчин.
Каменные кресты, хачкары, Ованаванка имеют уже богатую орнаментику, характерную для 13 века. Хачкары вырезались по случаю разных событий - похорон, дарений, побед, паломничеств - всего известно до 50 событий, по поводу которых вырезались эти каменные кресты.
Несмотря на то, что хачкар является армянским символом, их резьба может отображать орнаментальную стилистику наверно со всего мира, тут и какие-то азиатские узоры, и византийские, и даже что-то скандинавское.
Ниже, древнейшая базилика - Сурб Карапет. Какое-то сооружение могло существовать здесь и в IV в., но эту базилику, скорее всего, возвели в V веке, известно, что 553 г. ее деревянную крышу заменили каменными сводами.
Больше всего мне там понравились полы - абсолютно затертые, продавленные плиты, все на разном уровне - именно так должен выглядеть пол, которому больше 1500 лет...
Оборонительные стены Ованаванка сохранились на высоту 3 и более метров почти по всему периметру. Толщина стен тоже весьма значительна - 4 метра минимум. Первоначальная высота стен неизвестна, тем более их постоянно реконструировали до XVIII века, но можно предположить, что они были, как минимум, в два раза выше чем сейчас.
Северная стена самая мощная, она лучше сохранилась, и как видно, ее сложили из самых больших камней. Некоторые камни здесь не уступают по размерам блокам, из которых сложили египетские пирамиды в Гизе.
Вся территория монастыря - это месиво из камней, тут нельзя сказать, что они просто лежат на поверхности, скорее вся земля ими просто пропитана.
Кое-где угадываются прямоугольники разрушенных построек, как здесь, что это были за постройки неизвестно.
В разрыве стен виднеется каменный памятный обелиск. Признаюсь честно, из-за его невероятной сохранности я изначально решил, что обелиск относительно новый - 19 века, примерно. Оказалось, что я сильно ошибся - обелиск датируется 1311 годом!
Читайте также: