Найти в Дзене
История войн и оружия

"Мессершмитт" Bf 109B-1 на испытаниях в СССР. И-16 начинает отставать

Bf 109B-1
Bf 109B-1

Поначалу в СССР даже не поняли, что немцы выкатили не просто моноплан, как И-16, но и принципиально новый самолет, который станет на несколько лет "королем воздуха" в Европе.

Первая информация о 109-х представлялась в СССР в искаженном виде. "Немецкие скоростные мотопланы "Мессер-Шмитд" марки "БФВ-109"... мотор Юмо-210 дизельный, скорость 460 - 500 км/ч. Потолок 8 900 м. Дальность полета 500 км. Вооружение: 4 пулемета нормального калибра или 2 крыльевые пушки. ...Более слабые по маневренности, чем И-16, эти самолеты в короткий срок были сбиты в большом количестве И-16 и перестали вступать в бой с И-15 и И-16... В сарагосской операции "Мессер-Шмидт" появился снова и ходят тройками избегая боя с И-15 и И-16, а подстерегают СБ, что дает большие потери СБ..."

Реальное представление о силе "мессера" появилось 4 декабря 1937 г., когда билась пятерка И-16 против 11 Bf 109B, в этом бою один немецкий самолет был сбит, второй подбит и сел на вражеской территории.

Его до передачи советским представителям, по договоренности с республиканскими властями, истребитель успели погонять французы, пилот Розанов облетавший самолет отметил, что "Мессершмитт" на правом боевом развороте более вял, чем при левом. В целом истребитель был признан французами опасным противником, отчет об его испытаниях в июне 1940 г. попал в руки немцев.

В СССР Bf 109B-1 облетывал летчик НИИ ВВС Супрун, он дал ему невысокую оценку. "...По своим летно-техническим данным стоит ниже принятых на вооружение в ВВС РККА скоростных самолетов-истребителей".

Инженеры НИИ ВВС тем не менее отметили ряд достоинств трофейной машины: чрезвычайную простоту в пилотировании, исключительную продольную и поперечную устойчивость.

Механизация крыла, дала машине малую посадочную скорость.

Маневренность оценили выше, чем у И-16, немецкий истребитель выполнял вираж на скорости 170 - 180 км/ч, а И-16 - на 220 - 240 км/ч, поэтому радиус виража Bf 109B-1 у получился меньше. Благодаря цельнометаллической конструкции самолет был живуч, прост в производстве и ремонтопригоден. Расположение приборов было удобным, сиденье было удачным как и система вентиляции.

Нашли и недостатки, винт нерегулируемого шага не позволял реализовать мощность мотора. Так истребитель набирал высоту 5 000 м за 13 минут, потолок составлял всего 6,6 км.

Бак был не протектированным, располагался вблизи сиденья пилота, отсутствовала противопожарная перегородка.

Супрун когда говорил о том, что у РККА есть самолеты лучше, он имел в виду И-16 тип 10, который превосходил Bf 109B в маневренности, скороподъемности и мощи огня (4 пулемета против 2). Но такие самолеты стали поступать в Испанию только весной 1938 г., а у немцев уже был готов Bf 109C. Правда, на фронт попали только пять самолетов этой модификации.

И-16
И-16

И-16 тип 10 с двигателем М-25B, вооружался 4 ШКАСами, в том числе 2 синхронных над мотором с 650 патронами на ствол. Взлетная масса выросла была 1 700 кг. Максимальная скорость на высоте 398 км/ч. у земли 448 км/ч. На 5 000 м забирался за 6,9 мин. Скороподъемность 882 м/мин. Время виража 16 - 18 сек.

Bf 109B с мотором "Юмо" 210Da мощностью 680 л. с. максимальная скорость на высоте 463 км/ч, у земли 406 км/ч. На 5 000 м забирался за 13 мин. Скороподъемность 612 м/мин.

Как видим, "Мессершмитты" требовали серьезной доработки, следовало установить винт изменяемого шага, что уже будет сделано на B-2, сделать более мощный мотор с непосредственным впрыском топлива, что тоже будет сделано. И Bf 109 станет совсем другим самолетом. Который будет на голову превосходить И-16.

А с И-16 произошла обратная ситуация, аэродинамическая схема уже почти не имела резервов для модернизации, более мощный двигатель который истребитель получит не даст ему большой скорости, правда, вырастет скороподъемность. Но большим минусом истребителя Поликарпова станет даже не это. И-16 был довольно сложен в пилотировании из-за задней центровки, из-за этого и огонь был неточным, соответственно воевать с "Мессершмиттами" мог только хорошо подготовленный пилот, а с ними к началу войны будет напряженка.

Спасибо за прочтение.

Источник: Медведь, Хазанов Мессершмитт Bf 109/

***

Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.