Разработкой первого специализированного военно-транспортного самолёта с турбовинтовыми двигателями в ОКБ О.К. Антонова занялись в начале 1954 года. За основу взяли чертежи поршневого транспортного самолёта Т-117, разработанного в 1944-1948 годах легендарным авиаконструктором Р.Л. Бартини. В частности, использовали конструктивные решения Т-117 при проектировании пола грузовой кабины.
Ведущим конструктором по проекту Ан-8 был А. Я. Белолипецкий. 11 февраля 1956 года лётчики-испытатели Я.И. Верников и В.П. Васин впервые подняли в воздух Ан-8 с двигателями ТВ-2Т.
Пользуясь опытом создания самолёта Ан-8, в 1955 году ОКБ Антонова приступило к созданию самолётов Ан-10 и Ан-12. А серийное производство Ан-8 с двигателями АИ-20Д стартовало в конце 1957 года на ташкентском авиационном заводе № 84. За годы серийного производства (1958-1961) было выпущено 149 самолётов. Ан-8 состояли на службе ВТА вплоть до 1970 года.
Представленный в Центральном музее ВВС в Монино Ан-8 (зав.н. 9340504), выпущен в 1 сентября 1959 года в Ташкенте на заводе № 84. Самолёт проходил службу в разных частях, последней из которых была 193 ОСАЭ («Королевская эскадрилья»), базировавшаяся в Новоалексеевке (Тбилиси) и находившаяся в подчинении 34 воздушной армии ВВС КЗакВО. Во время эксплуатации самолёт с бортовым номером «10 красный» выполнил 3450 полётов общей длительностью 3350 часов 34 минуты.
20 мая 1976 года самолёт прилетел в Монино. Перегонял его в музей командир эскадрильи, Василий Петрович Герасименко. Вот первое фото самолёта в музее примерно на том месте, где сегодня стоит беспилотник Ту-141.
В 1977 году Ан-8 прокатили вперёд, поближе к хвосту В-12, поскольку потребовалось место для трёх прилетевших Ли-2, которые видно позади на следующем снимке.
Дальше самолёт катить не стали, а просто развернули хвостом к молодой берёзовой роще, да так и оставили. Это примерно то место, где в наше время в музее стоит самолёт Су-15.
Там Ан-8 простоял до 1988 года. Его «соседями» были вертолёт В-12 и самолёты Ан-24, М-15 и Ан-2.
Осенью того же года в связи с перестановками в музее Ан-8 оказался на противоположной стороне дорожки. Примерно там, где сейчас стоит Ил-28. В тот момент на короткое время в музее образовалась «аллея Анов», про которую я писал ранее.
Затем Ан-8 отогнали на самый дальний край новоприсоединённой территории музея. Получилось, что вдоль забора, слева от Ан-22, друг за другом стояли Ан-12, Ан-10 и Ан-8.
На этом месте самолёт простоял до весны 1991 года.
В мае того же года самолёт запечатлён на своём нынешнем месте, между хвостами Ан-22 и Ту-114. Кстати, в музее бортовой номер самолёта из красного стал зелёным.
С тех пор самолёт не знал ни ремонта, ни обслуживания, ни покраски. Волонтёры по мере сил ухаживали за ним, но целенаправленно его восстановлением никогда не занимались.
Из-за негерметичности амортизатора правой основной стойки шасси самолёт постепенно кренится на правый борт.
Впервые на фотографиях крен стал заметен ещё в 1996 году.
Силовые элементы планера Ан-8 довольно сильно поражены коррозией, а интерьер повреждён вандалами и мародёрами. Самолёт нуждается в реставрации и покраске. Будем надеяться и верить, что Ан-8 всё-таки их дождётся.
Источники и дополнительная информация: