Индонезийская платформа превращает сообщения в социальных сетях в спасительную информацию во время стихийных бедствий.
В 2013 году, когда Индонезия находилась на относительно ранней стадии своего цифрового развития, на долю Джакарты уже приходилось 2,4% всех постов в Twitter по всему миру. В том году в результате наводнения погибло почти 50 человек.
Сегодня, если пользователь Twitter в Джакарте пишет в Twitter слово banjir, что означает «наводнение», он получает ответ от аккаунта Twitter с ником PetaBencana: «Привет, я Бот-катастрофа. Чтобы сообщить о наводнении рядом с вами, ответьте #flood». Если юзер сделает это, бот отправит ссылку на сайт, где пользователь сможет найти наводнение на карте, сообщить, насколько высока вода, и представить фотографии ущерба.
PetaBencana — или карта катастроф — создает в режиме реального времени краудсорсинговые карты возникающих катастроф от пользователей соцсетей, которые также могут сообщать о землетрясениях, лесных пожарах, смоге, сильных ветрах и вулканической активности. В марте 2020 года, когда землетрясение магнитудой 5,0 произошло в районе Сукабуми на западе Явы, добровольцы смогли немедленно отметить ущерб на карте, которую потом передали агентствам по оказанию помощи. В этом году, когда массовые наводнения затопили Джакарту в течение нескольких недель, местные СМИ ссылались на данные из PetaBencana, чтобы держать жителей в курсе
Успех PetaBencana в Индонезии, где она теперь используется правительственными учреждениями, НПО и обычными гражданами, привел к тому, что система появилась на Филиппинах, в Гонконге и Вьетнаме. Ее основатели и сторонники говорят, что она демонстрирует силу коллективного интеллекта — технологии, разработанной с нуля и возглавляемой гражданами, которые коллективно вкладываются в решение общественных проблем.
В 2013 году Томас Холдернесс был частью команды из SMART Infrastructure Facility, исследовательской группы из Университета Вуллонгонга в Австралии, которая использовала данные OpenStreetMap о Кибере, неформальном поселении в Найроби, для улучшения санитарных условий этого района с помощью краудсорсинговых данных. В том же году, примерно в то время, когда Холдернесс заканчивал свой проект, университет начал проект проект PetaJakarta (JakartaMap). Команда Холдернесса разработала ПО с открытым исходным кодом под названием CogniCity, которое может «слушать» разговоры в Twitter, приглашая всех, кто использует ключевые слова, связанные со стихийными бедствиями, поделиться дополнительной информацией.
Использование информации в социальных сетях при оказании гуманитарной помощи не было чем-то новым. В 2010 году аспирант Университета Тафтса Патрик Мейер создал кризисную карту землетрясения на Гаити, вручную извлекая информацию из видео в Twitter, Facebook и YouTube. Летом 2010 года несколько российских блогеров, вдохновленных реакцией на Гаити, запустили «карту помощи» о лесных пожарах в стране. Но подход PetaJakarta был новым, потому что вместо того, чтобы просто использовать соцсети в качестве одностороннего источника информации, ее основатели пытались построить диалог между системой и источниками.
В Джакарте команда провела ребрендинг платформы и назвала ее PetaBencana, чтобы отразить свое стремление выйти за пределы родного города и расширить сферу других видов стихийных бедствий. К 2018 году проект перерос свои истоки как университетский исследовательский проект и превратился в самостоятельную организацию.
За столетия местные общины создали традиции, которые помогают им считывать сигналы. На острове Симеулуэ в провинции Ачех народная песня рассказывает о смонге - событии, когда люди должны бежать в горы, если почувствуют землетрясение, за которым последует цунами. Благодаря этим знаниям только 7 человек на Симеулуэ погибли во время цунами 2004 года. В Палу, в Центральном Сулавеси, этническая группа кайли имеет традиционные стихи, которые описывают последствия землетрясения и цунами, а также отмечают уязвимые и безопасные районы. Когда цунами обрушилось на Палу в 2018 году, многие люди, которые остались в районах, отмеченных как уязвимые, погибли, а те, кто был в безопасных районах — выжили.
Сегодня молодые индонезийцы предпочитают обращаться к социальным сетям во время катастрофы. Вот почему все в системе PetaBencana, от того, как бот-катастрофа должен приветствовать пользователей, до того, какая информация появляется на карте. По мере того как индонезийцы переходят на новые социальные медиа-платформы, PetaBencana должна следовать за ними. Они работают над подключением своей системы к Instagram и TikTok, а также к Facebook, Twitter и Telegram.
Сурья Путра, руководитель центра национального агентства по управлению чрезвычайными ситуациями (BNPB), сказал, что такой подход значительно улучшил их ситуационную осведомленность во время стихийных бедствий. Однако он предупредил, что система будет только частью его общей сети мониторинга и «вторым мнением». Он также беспокоится о возможности злоупотреблений и мистификаций.