Найти тему
Журнал ОБЗОР

Запад - Россия - Восток. В последний раз - опомнись, старый мир! Пока ты не погиб, остановись!

Рассмотрим отношение «Запад» - Россия / Русь - «Восток» через призму стихотворения А. Блока «Скифы», которое обычно рассматривается как выражение его враждебной позиции против Запада.

Сегодняшние скифы боятся восточных соседей больше западных. Боятся того, что бывшая «дикая монгольская орда» спокойно, незаметно, без схваток боевых приберет к рукам территории Скифии (Сибири и Дальнего востока РФ).

Призыв поэта к Европе, написанный 100 лет назад, актуален и сегодня.

Осмысление текста: «Европа нас не понимает, мы же Европу понимаем; Европа нуждается в нашей защите, мы же в Европе не нуждаемся. Мы стремимся к мирному сосуществованию с Европой, она же «глумясь, считает только срок, когда наставить пушек жерла!» (прим: в сторону России). Значит, мы выше и лучше Европы».

Яндекс картинки фото.
Яндекс картинки фото.

Удивительные трюки выделывает иногда история! Не прошло и ста лет, а смотрите, как все переменилось: гордые потомки скифов с горечью и удивлением обнаружили, что конфуцианская этика Китая немногим отличается от презренной протестантской этики Запада – та же бездуховная рассудочность и голый прагматизм, то же методическое упорство, трудоголизм, трезвость - короче скука, мещанство. И та же русофобия, что на Западе, что на Востоке.

Короткая историческая справка: скифы - это ираноязычные кочевники, населявшие, начиная с античных времен (2600-2700 лет тому назад), территорию нынешних Украины и Северного Причерноморья, Южной России, Казахстана и Сибири. Еще до начала нашей эры название «скифы» утратило этнический характер и в дальнейшем стало применяться к разным народам и союзам племен, включая будущую Средневековую Русь.

В «Повести временных лет» есть довольно расплывчатое упоминание, что «так называемые болгары пришли от скифов, то есть от хазар». В другом месте говорится, что Олег пошел в поход на греков, взяв с собой много варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мери, и древлян, и хорватов, и дулебов, и еще несколько племен, а греки их всех называли Великой Скифией. Для греков все они были варвары, все - на одно лицо.

Итак, и осетины, и русские, и другие славянские, тюркоязычные и угро-финские народы могут считать себя наследниками скифов.

Первое упоминание о монголах относится к Х веку н.э., а свое государство у них возникло только в XII веке, когда Киевская Русь уже процветала вовсю. От соприкосновения монголов с древними русичами в XIII XIV веках остались тяжелые воспоминания. Калмыки, одно из монгольских племен, переселились в Нижнее Поволжье из Центральной Азии, т.е. стали частью России лишь в конце XVI - начале XVII веков.

Короче, если русский, не без гордости, может назвать себя потомков скифов, то к монголам в родственники он никогда не напрашивался.

Поэт рассматривает всю историю России, ведя ее начало со скифов. Этот народ не был прямым предком русских, но имел со славянами некоторые общие культурные черты.

Блок справедливо считает, что Россия на протяжении веков сдерживала нашествие кочевых народов на Запад, при этом сама перенимала многие элементы восточной культуры. Центральный эпизод этого сдерживания - татаро-монгольское иго. Увязнув на Руси, завоеватели не смогли продолжить свой победоносный поход. Европа никогда не ценила роли русского народа и при любом удобном случае первая начинала с ним войну. Россия, «обливаясь черной кровью», отражала атаки с обеих сторон. При этом она испытывала одновременно ненависть и любовь к неблагодарному соседу. Блок считает, что сплав восточной и западной культуры породил совершенно особый тип людей, способных испытывать чувства, которые уже давно отмерли в западной цивилизации.

Стихотворение «Скифы» А. Блок написал в январе 1918 во время срыва мирных переговоров и серьёзно переживал такую несправедливость, его негодование вызывали не только немцы, но и союзники по Антанте (Англия и Франция).

11 января 1918 года газета «Новая жизнь» пишет: «Результат брестских переговоров, то есть никакого результата. Никакого - хорошо-с. Три с половиной года войны. Тычь, тычь в карту, рвань немецкая, подлый буржуй. Артачься, Англия и Франция. Мы свою историческую миссию выполним. Если вы «демократическим миром» не смоете позор вашего военного предательства, если нашу революцию погубите, значит, вы уже не арийцы больше. И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас смотрели глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы вскинемся азиатами, и на вас прольется Восток. Ваши шкуры пойдут на китайские тамбурины. Опозоривший себя, так изолгавшийся, - уже не ариец. Мы - варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ - будет единственно достойным человека (…) Европа (её тема) - искусство и смерть. Россия - жизнь».

Стихотворение «Скифы» было закончено 30 января 1918 года, в обстановке очень тревожной. Мирные переговоры в Бресте оборачиваются для Советской России страшным унижением. Принять немецкие условия означает, по мнению многих большевиков и левых эсеров, расписаться перед всем миром в том, что Октябрьский переворот был совершен в интересах Германии. Не принять, сохранив честь и достоинство, – тогда германское нашествие.

Тезис Троцкого, одобренный правящей партией, «ни мира, не войны, договор не подписываем, армию распускаем»… Что это означало, как не приглашение – приходите и берите нас голыми руками.

Пафос стихотворения - в идее мира, которая выражена особенно взволнованно и страстно потому, что написано оно было под впечатлением слухов о предполагавшемся наступлении немцев, воспользовавшихся предательством союзников по Антанте и Троцкого в Бресте.

ПОЯСНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ЦИТАТ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «СКИФЫ»:

Композиция стихотворения состоит из трех условных частей: в первой части Россия представлена сдерживающим барьером между Западом и Востоком, вторая часть является предупреждением Старому Свету, в третьей части автор призывает к миру и единению.

«Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы».

Индивидуалистической Европе, где каждый корчит из себя неповторимую личность, издавна противопоставляется именно Азия, желтая раса, «этот неисчислимый и неразличимый муравейник».

«Меж двух враждебных рас» - значит, «мы», скифы, все-таки не монголы, хоть и не европейцы?

Лирический герой, с его двуединой евроазиатской сущностью, в данный момент настойчиво, даже назойливо выделяет свою азиатскую ипостась, ибо европейская присутствует априори и ее существование в доказательствах не нуждается.

С формальной стороны «Скифы» есть речь, обращенная к предполагаемому противнику. Так сказать, слово перед битвой. На память сразу приходит «Клеветникам России»: Пушкин тоже строит стихотворение как предостережение врагам от нападения на Россию. Вам же, мол, хуже будет!

Читайте публикацию в журнале Обзор про клеветников России, прямая ссылка: https://zen.me/ZYHiV (Польша & России - давний спор славян).

«Клеветникам России», напомним, родилось как ответ на злобную русофобскую кампанию, развязанную тогдашними европейскими либералами, которые угрожали военной интервенцией в ответ на вынужденные действия императора Николая по наведению порядка в Польше, где открыто действовали незаконные вооруженные формирования в 1830-1831.

«Крылами бьёт беда и каждый день обиды множит» – нарастающее напряжение внутри единого мира ежедневно грозит всеобщим расколом, «так любить, как любит наша кровь» – автор заявляет об исключительности и готовности России отразить любое нападение, но она, тем не менее, совершенно не желает казаться враждебной, она открыта для всего мира, «братский пир труда и мира» – очередной призыв к разрешению проблем путём заключения мира, над которым не исключено, что придётся изрядно потрудиться всем сторонам.

В «Скифах» есть антитеза, которая работает больше на контекст стихотворения. Александр Блок постоянно сравнивает необузданную Россию с остальным миром, противопоставляя её истоки зарубежным основам жизни.

Европа подвергается оскорблениям прежде всего за свою неблагодарность. Мы нашей кровью искупили ее вольность, честь и мир – она нас за это ненавидит. Мы держали щит, заслоняя Европу от монголов, европейцы же в ответ грабили скифов, копили и плавили их перлы и даже, «глумясь, считали только срок, // Когда наставить пушек жерла!»

Мы, Скифы: истинная культура, универсальность, безграничная способность к любви, всечеловеческая восприимчивость и отзывчивость, духовность, неисчерпаемый потенциал, универсальность, будущее, вечное, жизненность.

Они, Европа, старый мир: показная культурность, узость, безлюбовность, эгоизм, механистичность, исчерпанность, суетность и бренность, мертвенность.

И главное: скифы – революция, Европа – косное, консервативное начало. Исконное национально-русское является одновременно всемирно-революционным, несущим духовное преображение всему человечеству, «Россия» не случайно рифмуется с «мессия».

Европа, во всяком случае, это чисто абстрактный «Запад», а не реальный разделенный фронтами континент. Этот «Запад» обретает существование, лишь поскольку враждебен «скифам».

Заканчивается стихотворение гуманистическим призывом, полным патриотических, миролюбивых настроений: «В последний раз - опомнись, старый мир!». Поэт не выступает сторонником войны. Он готов приветствовать европейцев, как братьев. В последней строфе Блок призывает Европу опомнится и пойти на условия всеобщего мира, ведь этот призыв вполне может стать последним.

Другие статьи читайте на канале Журнала Обзор. Всю информацию, которая указана в статье, можно перепроверить в первоисточниках, которые указаны в комментариях.

Чтобы больше людей прочитали статью - ставьте, пожалуйста, «понравилось» и подписывайтесь на канал. Отвечаю на комментарии, дискутируем, обсуждаем.

Дата публикации: 04.07.2021. Игорь Автор, Главный редактор.