- Уважаемые коллеги, я продолжу, - молодой демограф немного волновался. Ему предстояло коснуться довольно деликатной и такой важной темы. Проблема зрела давно, но до сих пор исследователи ограничивались лишь сбором информации и анализом статистических данных.
- Ничего нового, как вы понимаете... Однако, полезно взглянуть на ситуацию ещё раз. чтобы комплекс мер, которые разработает и внедрит ООН на основе наших с вами рекомендаций был продуктом здравого смысла, а не эмоций...,
Молодой учёный Иван Берестов – праправнук другого Ивана – русского солдата, чудом выжившего в окопах двух войнах прошлого столетия, был в этот момент очень похож на своего пращура. Подбородок его подёргивался от волнения точно также, как и у прапрадеда в молодости, когда тот впервые оказался на передовой.
- Демографическая революция свершилась! – скромно объявил молодой учёный. В зале воцарилась тишина.
- Процесс, начавшийся в конце 18-того века сегодня принёс свои плоды. Главные события развернулись во второй половине 20-того и начале 21-го века, но, как это часто случается, большинство наших родителей так ничего и не поняли. В целом потребовалось 200 лет. Не так уж и много в сравнении с тысячелетиями нашей истории, а? – Иван Берестов посчитал уместной небольшую паузу, затем продолжил.
- Итак, 200 лет мы приближались к заветной черте! Свершилось нечто грандиозное, сравнимое по своему значению для человечества разве что… с аграрной революцией в эпоху неолита. Тогда земледелие изменило стратегию выживания!
И теперь должна поменяться вся стратегия общества и, разумеется, это изменит жизненные стратегии простых людей.
Мы добились контроля над смертностью! Нет, не победы, но контроля! В развитых странах перестали умирать младенцы, более того, наше медицинское оборудование теперь способно заменить материнскую утробу и даже сам процесс зачатия! Тысячи лет женщины вынуждены были рожать по многу детей. Вдумайтесь - 18 рождений на одну женщину в средние века! Как правило, треть младенцев погибала, не дожив до года. До брачного возраста доживали не более 50% от общего числа появившихся на свет. Таким образом, вся эта огромная рождаемость лишь "кормила" ненасытную смертность. Но! Так соблюдалось великое равновесие! Высокая рождаемость уравнивалась высокой смертностью и популяция Homo Sapiens не испытывала серьёзных демографических сбоев.
Теперь, когда мы научились продлевать жизнь! Это всё меняет! Наша популяция больше не нуждается в большом количестве рождений! Сегодня заменить органы – не проблема. Средняя продолжительность жизни – 120 лет, и это не предел! Наконец то мы можем, и должны, уделять внимание качеству! Впервые в истории человечество достигло такого уровня! Но... Всё это может рухнуть в один момент… Сегодня наша цивилизация, как никогда близка к полному краху!, - снова пауза. Иван украдкой взглянул на шефа. Научный руководитель благосклонно блеснул лысиной – «Продолжай, мол»
- Беда в том, что этносы развивались неодинаково. Европейцы давно научились контролировать рождаемость. Чего нельзя сказать об Индии, Пакистане и самое главное – Африке…
- А как же Иран и Китай? - подсказали из зала.
- Иран и Китай вовремя спохватились. Правительства этих стран стремились снизить демографическую нагрузку и пытались контролировать рождаемость на законодательном уровне. Та самая программа - "Одна семья - один ребёнок", но были и другие... Надо сказать - у них получилось. По крайней мере, с 2015-го года рост численности населения там приостановлен, - ответил на реплику оратор.
- Ещё десять лет назад демографы предупреждали об опасности. Чёрный континент! Неблагополучный регион, горячие точки, гуманитарная помощь, лекарства и прочее… А ведь там протекали сложные процессы. За короткий срок население Африки выросло в два раза! Четыре миллиарда! Это огромная нагрузка на экологию. Бум рождаемости в начале 21-го века привёл к тому, что Африка теперь кишит молодыми, амбициозными людьми. Тогда, как жителю северных стран, в среднем, немного за сорок. Молодые южане полны энергии, но при этом крайне бедны. Северяне пассивны, но богаты. Да – нас ждёт глобальный миграционный взрыв! Африка напоминает кипящий котёл с закрытой крышкой. Сможет ли ООН что-нибудь предпринять? Успеет ли? Крышку скоро сорвёт… Группы маргиналов уже стремятся с юга на север. Точно также, когда-то тысячи молодых, активных европейцев колонизировали планету, вытесняя цивилизации и города на других континентах. История вот-вот сделает похожий виток. Всё повторяется. Думаю, с неконтролируемыми миграциями мы столкнулись бы ещё раньше, если бы не пандемия Covid-19. Она отсрочила беду. Взгляните, пожалуйста, на графики.
Слово оратора подтверждает историческая статистика.
Неизбежный фактор риска – рост городского населения за счёт сельского. Первый этап миграций: всегда из деревень в города.
Огромное количество незанятых молодых людей в многомиллионных городах. И все они хотят лучшей жизни, но при этом имеют минимум возможностей улучшить её оставаясь на своей территории.
- Согласно прогнозам, в текущем 2031-ом году родится девятимиллиардный житель планеты. Он должен родиться в Африке…
Аудитория напряжённо гудит. Шеф призывает всех к порядку и предлагает Ивану продолжить.
- Итак, нарушение равновесия между смертностью и рождаемостью несёт угрозу всей цивилизации. Позвольте, ещё один слайд.
- 11 миллиардов – это опасно. Это ещё больше истощит ресурсы нашей планеты, либо приведёт к непредсказуемым социальным изменениям. Мы уже разогрели планету на 2 градуса и потеряли 20% фауны! Точка невозврата - 3,5 градуса. Мы обязаны найти выход! Должно установиться новое равновесие: низкая рождаемость=низкая смертность. Тогда популяция нашего вида снова примет целесообразные контуры.
Аудитория шумит. Все хотят высказаться.
- Контролировать рождаемость в планетарном масштабе, используя все методы: медицину, образование, религии, СМИ следовало начать гораздо раньше. Мы упустили массу времени! – восклицает антрополог из Франции.
- Наши предки воевали, качали нефть, вырастили целые острова мусора в океане, вместо того, чтобы выращивать в людях сознательность! - возмущается девушка, получившая в этом голу диплом экологического психолога.
Ивану аплодируют. Обсуждают, спорят, соглашаются, снова и снова пытаются понять, как это всё произошло и, что теперь с этим делать. Вопросов много. Гораздо больше, чем ответов.
· Должны ли страны с низкой рождаемостью её восстанавливать на фоне общего роста?
· Как обеспечить стариков, пока равновесие между смертностью и рождаемостью не установилось, - в развитых странах предыдущие поколения более многочисленны, чем следующие!
· С какого возраста допустима стерилизация?
· Что делать с огромным количеством маргиналов?
Маргинал – человек находящийся на границе социальных групп, норм, культур, испытывающий гамму противоречий и, нередко, отчаяние.
· Как научить население доверять вопросы деторождения компетентным органам?
· Какими должны быть новые законы и меры наказания, применяемые к нарушителям социального равновесия?
· Как совершенствовать химическое воздействие гормонов?
Всем ясно одно – отныне воспроизводство населения должно осуществляться строго по плану. Дети по сертификатам! Такой опыт уже есть и во многих странах отлично работает. Конечно, не все с этим согласятся. Недовольные будут, но в конце концов пройдёт время и люди примут новую стратегию выживания.
***
Иван ощущал приятную усталость. Доклад имел успех в научном сообществе. Ожидалось финансирование дальнейших исследований, кроме того его фамилию включили в список консультантов-разработчиков новой правовой базы. Он возвращался домой в приподнятом настроении.
Сентябрьский вечер был хорош. Гордо шелестели оранжевой кроной неказистые городские деревца. Тысячи солнц отражались в архитектурных шедеврах из пластика, стекла и бетона. В этот час улицы многолюдны. Горожане покидают свои ячейки, чтобы искупаться в мягком, вечернем воздухе. Стайки пенсионеров, подростки на гера скутерах, мужчины, женщины, дети… Живая статистика смеётся, спорит, пьёт коктейли, ставит лайки, впитывает информацию, как губка, не утруждаясь её осмыслением.
Молодой учёный приоткрыл прозрачную дверь бара. Почему бы ему не выпить стаканчик мохито? Он это заслужил. Пожилой бармен знает его вкусы. Это настоящий бар для респектабельных клиентов – и кофе здесь готовят ловкие руки молоденькой вьетнамки, а вовсе не кофе-машина.
Прохладный вкус мяты и лайма щекочет язык, проникает в каждую клеточку его тела. Только что закончилась трансляция футбольного матча.
«Новости!» - радостно объявляет диктор.
«Тревожный инцидент на границе Греции и Турции. Десять автобусов с нелегалами пытались пересечь границу. Против нарушителей впервые применялись сверх мощные звуковые пушки, однако эта жёсткая мера имеет сомнительный эффект. Мигранты - в большинстве своём молодые мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, разбили лагерь в непосредственной близости от греческой границы и заявили /цитата/ - "Нам некуда идти. Пути назад нет. Мир един!"
Пожилой бармен хмурится. Молодая вьетнамка удивлённо тянет ниточки бровей. «Вот вам и демография!» - думает Иван и делает знак бармену.
Пора расплатиться и идти домой. Маша, наверное заждалась уже. Вспомнилось – он так и не ответил на её вызов… Что она хотела? Он почувствовал лёгкую вину перед женой и прибавил шагу.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - репродукция работы белорусской художницы Натальи Мурашко.
Начало истории - тут!
2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть,7 часть.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!