Найти тему

Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона: австрийский "подарок"

Приветствую вас друзья! В годы первой мировой войны в русской армии служил и трофейный бронепоезд.

Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона, осень 1916 года. Хорошо видны амбразуры для стрельбы из пулеметов и орудия.
Бронепоезд 2-го Сибирского железнодорожного батальона, осень 1916 года. Хорошо видны амбразуры для стрельбы из пулеметов и орудия.

Весной 1915 года русская армия взяла австро-венгерскую крепость Перемышль. В числе трофеев нашим войскам достался и неприятельский бронепоезд. Причем, по некоторым данным, даже не один а два. Один из этих трофеев, находившийся в более удовлетворительном состоянии был передан для ремонта 6-му железнодорожному батальону.

Бронепаровоз одного из захваченных в Перемышле австро-венгерских бронепоездов. Такой же поначалу входил и в состав бронепоезда  2-го Сибирского железнодорожного батальона. Судя по тому, что от бронеплощадки мало что осталось, а рядом лежит сорванная взрывом 80-мм пушка на тумбовой установке - это второй бронепоезд который захватили наши в крепости.
Бронепаровоз одного из захваченных в Перемышле австро-венгерских бронепоездов. Такой же поначалу входил и в состав бронепоезда 2-го Сибирского железнодорожного батальона. Судя по тому, что от бронеплощадки мало что осталось, а рядом лежит сорванная взрывом 80-мм пушка на тумбовой установке - это второй бронепоезд который захватили наши в крепости.

Для изготовления бронеплощадок, австрийцы использовали две полуплатформы размерами 5,25 на 3 метра. Вооружение каждой состояло из трех 8-мм пулеметов Шварцлозе и одного 80-мм полевого орудия М-5, смонтированного на специальной тумбовой установке. орудие имело довольно ограниченные углы обстрела и только на одну сторону от железнодорожного полотна. Крыша броневагона была выполнена двухскатной. На крыше каждого вагона была установлена рубка для артиллерийского наблюдателя. В первом вагоне - вперед и походу справа, в заднем - соответственно назад и походу слева. Таким образом концентрация огня обоих пушек по одной цели практически полностью исключалась. Бронеплощадки отличались теснотой, и соответственно, неудобством для расчетов орудий и пулеметов. При стрельбе из орудий от сотрясения заклинивало пулеметы, поскольку выпадали из лент патроны. Если орудие было развернуто по оси вагона, то не мог стрелять один пулемет, если поперек то другой, поскольку к ним невозможно было подойти. Не было отдельного помещения для хранения снарядов и патронов, поэтому ящики с ними разложенные на полу ещё больше добавляли неудобств. Что уж говорить о том, что все пороховые газы, образующиеся при стрельбе, скапливались внутри вагона и отравляли команду бепо. В общем европейское качество оказалось так себе. Но, как говориться, за неимением гербовой...

Вскоре 6-й железнодорожный батальон был переброшен на другой участок фронта. Бронепоезд был передан 2-му Сибирскому железнодорожному батальону. Именно в составе этой части бронепоезд и начал свое участие в боях. Причем, несмотря на не самую удачную конструкцию, делал он это весьма успешно.

Замаскированный ветками бронепоезд 2-го Сибирского желбата. За бронеплощадкой с 80-мм орудием виден австрийский бронепаровоз, лето 1915 года.
Замаскированный ветками бронепоезд 2-го Сибирского желбата. За бронеплощадкой с 80-мм орудием виден австрийский бронепаровоз, лето 1915 года.

В ночь с 11 на 12 июня 1915 года бронепоезд, под командованием штабс-капитана Николая Кандырина, под плотным артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем противника прорвался в тыл австрийских войск близ деревни Холупки под Красным. Ведя огонь из своих пушек и пулеметов, бронепоезд дал возможность пехотному полку 3-й пехотной дивизии атаковать и почти без потерь занять неприятельские окопы. При этом было взято в плен 6 австро-венгерских офицеров и 600 солдат.

На следующий день начальник 3-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Н.И. Булатов отправил командованию следующее донесение:

Наступление дивизии в связи с работой бронепоезда идет успешно, поезд действует блестяще.

Осенью 1915 года бронепоезд отправили на ремонт. Одновременно с исправлением полученных в боях повреждений был изготовлен ещё один броневагон, предназначенный для транспортировки и хранения патронов и снарядов. В место прежнего, австрийского, состав получил новый бронепаровоз Ов типовой бронировки.

-4

Получивший после введения нумерации бронепоездов №7 состав вернулся на Юго-Западный фронт. Во время знаменитого брусиловского наступления летом 1916 года он находился в подчинении 9-й армии. Однако проявить себя бронепоезду почти не удалось. Австрийцы при отступлении успели серьезно разрушить железнодорожное полотно. Поэтому большой активности русскому бронепоезду развить на этом участке фронта не удалось.

Лето 1916 года. Бронепоезд получил наш типовой бронепаровоз серии Ов.  Впереди один их броневагонов, дверцы которого открыты.
Лето 1916 года. Бронепоезд получил наш типовой бронепаровоз серии Ов. Впереди один их броневагонов, дверцы которого открыты.

Бронпоезд №7 был пожалуй самым неудачным по своей конструкции из всех бепо русской армии. Неоднократно поднимался вопрос о модернизации поезда, усилении его вооружения. Выяснилось, что лучшим решением была бы замена бронеплощадок, поскольку с австрийскими ничего особо не поделать ввиду их ограниченных размеров. В июне 1917 года на Съезде железнодорожников Юго-Западного фронта было принято решение передать в состав бронепоезда №7 уцелевшую типовую бронеплощадку погибшего в октябре 1915 году бронепоезда "Хунхуз", но выполнить это решение не успели.

Схема бронепоезда по состоянию на 1917 год. На ней указан и вагон-погреб для перевозки боеприпасов.
Схема бронепоезда по состоянию на 1917 год. На ней указан и вагон-погреб для перевозки боеприпасов.

В июне 1917 года бронепоезд снова на фронте, поддерживает свои части в ходе начавшегося наступления Юго-Западного фронта, т.н. "наступление Керенского". 18 июня он поддерживал огнем действия 74-й пехотной дивизии. С 9.15 утра и до половины десятого вечера бронепоезд вел обстрел указанных командованием дивизии целей, израсходовав 620 снарядов. При этом сам подвергся артиллерийскому обстрелу противником, но избежал серьезных повреждений. В последующие два дня поезд продолжал действовать в полосе наступления 74-й дивизии.

6 июля 1917 года немцы и австрийцы нанесли контрудар. Потерявшие дисциплину и боеспособность русские части стали откатываться назад. Это отступление, а по сути бегство, прикрывали отдельные сохранившие боеспособность подразделения: ударные "части смерти", казаки, автобронедивизионы и, конечно, бронепоезда. Был среди них и бронепоезд 2-го Сибирского желбата.

В ночь с 8 на 9 июля 1917 года поезд выдвинулся в район станции Денисово для проведения разведки. Выяснилось что станция уже занята немцами. Русский бронепоезд вступил в свой, как оказалось, последний бой, длившийся более двух часов. Благодаря действиям бронепоезда №7 удалось задержать атаки противника на этом участке. При движении к ст. Слобода обнаружилось, что из-за крушения двух товарных составов были перекрыты оба пути. Двигаться дальше было невозможно, со стороны ст. Денисово наступали немцы. В 3 часа ночи команда, сняв прицелы и замки с орудий и затыльники с пулеметов, вывела из строя бронепаровоз и покинула бронепоезд. В таком виде он и достался немцам несколько часов спустя.

Дальнейшая судьба этого бронепоезда остается неизвестной.

Бронепоезд №7 оставленный командой у станции Слобода, 9 июля 1917 года.
Бронепоезд №7 оставленный командой у станции Слобода, 9 июля 1917 года.

Источники: М.В. Коломиец "Русские бронепоезда Первой Мировой. "Стальные крепости" в бою", В. Бут "За Веру, Царя и Отечество! Часть 1" (статья)/Журнал "Наука и техника" №5-2011

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"

Ещё статьи о бронепоездах русской армии:

Бронепоезда Морского полка и Усть-Двинской крепости: и снова импровизация

Бронепоезд 9-го железно- дорожного батальона: первый русский бронепоезд