Еще археологические раскопки в начале 1990-х годов показали, что у впадения речки Охты в Неву находилось древнее поселение. В 2006 году «Газпром» решил построить на данном месте свой небоскреб «Охта Центр», который под давлением общественности перенесли в Лахту. Раскопки 2000-2010-х годов вскрыли сразу несколько исторических поселений, предшествовавших современному городу, включая так называемую Петербургскую Трою. Однако ситуация вокруг памятника остается наряженной до сих пор. Действительно ли он столь уникален, как говорят историки и археологи?
Петербургская Троя и Александр Невский
Как известно, по Неве проходил тот самый путь из варяг в греки. Ещё Нестор указывал, что по ней можно попасть в Варяжское море либо дойти до Рима. Археологи находили на берегах Невы клады сасанидских монет X века. Также известно, что дальше вглубь континента в VIII-X веках существовали скандинавское и славяно-финно-угорское поселения на месте соответственно Старой Ладоги и Любши на реке Волхов.
В 997 году Эйрик, сын Хакона Могучего, организовал поход на Ладогу и разрушил её, а в 1015 году нападение совершил его брат Свейн. После женитьбы Ярослава Мудрого на дочери шведского короля Ингигерде в 1019 году Ладога была передана ему в качестве приданого, хотя и управлялась ярлом Регнвальдом Ульвсоном - отцом шведского короля Стенкиля (в 1095 году она вышла замуж за Мстислава I Владимировича).
Оказалось, что в устье Охты также было древнее поселение - новгородское мысовое городище XIII века. О нем мало что известно: вероятно, то был совместный сторожевой пункт новгородцев и местного финно-угорского племени – ижоры. От городища на Охтинском мысу сохранились две линии крепостных рвов, большая его часть пока не исследована. Однако понятно, что именно здесь был основан «прото-Питер»: здесь проходила важная сухопутная дорога из земель ижоры в земли карелов, которая пересекалась с водным путем из варяг в греки. Это было самое близкое к морю место, никогда не затапливаемое водой, а Охта служила естественной гаванью для флота.
Больше того. Археологи обнаружили в устье Охты уникальный многослойный памятник, который неформально назвали «Петербургской Троей». Когда Охтинский мыс был берегом древнего моря, здесь находилась крупнейшая известная на северо-западе России неолитическая стоянка, на которую люди пришли более 5 000 лет назад. А существовала она в течение двух тысячелетий (с эпохи неолита до раннего железного века). Были найдены следы 40 сооружений (жилища и хозяйственные помещения), деревянные настилы, берестяные короба, остатки рыболовецких вершей, янтарные украшения, глиняная посуда, каменные наконечники стрел, топоры, тесла.
Учитывая давнюю историю данного места, не исключено, что ученые найдут здесь относительно крупный и ранее неизвестный новгородско-ижорский город. Он может быть известен по русским летописям или скандинавским сагам, но еще не соотносится с данным местом. Он мог играть важную роль в ходе новгородско-шведских войн в XII-XIII веках или даже раньше. Известно, что в 1142 году шведы атаковали в районе Балтийского моря три купеческих новгородских ладьи, убив 150 новгородцев и сами потеряв три шнеки и 150 человек.
В 1164 году шведский флот достиг Ладоги, где потерял 43 судна в битве на реке Воронежке. В 1187 году новгородцы и карелы устроили набег на шведский город Сигтуна и даже переправили в Новгород Сигтунские врата, которые были установлены в Софийском соборе в качестве военного трофея. В 1191 году новгородцы совместно с карелами совершили морской поход в Финляндию против шведов, заняв Або.
Ответное нападение финнов на Ладогу в 1228 году закончилось поражением. Летом 1240 года шведское войско во главе с ярлом Биргером высадилось на берег Невы близ устья Ижоры, где было разбито новгородским князем Александром Ярославичем, за что он и стал именоваться Невским. После поражения от русской армии шведы переключили внимание на Финляндию, покорив её в 1249-1250 годах. В данных войнах новгородцы наверняка использовали какие-либо опорные пункты на Неве, включая городище в устье Охты.
«Прото-Питер» становится Ландскроной
От ближайших новгородских крепостей (Копорья, Ладоги и Корелы) до устья Невы было два-три дня пути, а от Новгорода путь занимал более недели. Так что удерживать данные земли было непростым делом. В 1283-84 годах шведы прошли через Неву в Ладожское озеро для сбора дани с подвластных Новгороду карелов, но на обратном пути были перехвачены новгородцами.
На следующий год отряд шведов был разгромлен новгородцами в устье Невы. В 1293 году Швеция захватила Западную Карелию и построила Выборгский замок. В 1295 году шведы попытались захватить Корелу (Кексгольм) на втором устье реки Вуоксы, впадающей в Ладожское озеро, но новгородцы отбили город.
В 1300 году фактический правитель Швеции Торгильс Кнутссон встал во главе похода с участием 30-50 кораблей и 1100 воинов, а также опытным зодчим-фортификатором из Италии, которому должны были помогать шведские мастера. Шведы захватили Охтинский мыс, где основали крепость Ландскрону («Венец земли») площадью 3 га. Присутствие итальянских и шведских строителей заставляет предполагать, что Ландскрона должна была строиться из камня.
Но в окрестностях не было выходов естественного камня или гранитных валунов, поэтому была построена дерево-земляная крепость. Она представляла собой в плане прямоугольник размером 15 000 квадратных метров и была вдвое крупнее Выборгской крепости, была окружена двумя параллельными рвами. Ширина внешнего рва по дну 15 метров, ширина внутреннего - 11 метров. Крепостная стена имела восемь башен, на которых располагались пороки и станковые арбалеты.
Новгородцы сумели взять Ландскрону, но не с первой попытки. Вначале они сделали огромные плоты, подожгли их и спустили вниз по Охте, в устье которой стоял шведский флот. Но шведы заметили опасность и успели с помощью бревен преградить путь плотам, а затем отбили штурм с суши. Когда осенью крепость была построена, в ней оставили гарнизон из 300 воинов, а остальное войско отправилось домой. Только в мае 1301 года князь новгородский и Великий князю владимирский Андрей Александрович (сын Александра Невского) во главе новгородского ополчения и отрядов карелов захватил крепость и разрушил ее.
Археологами было вскрыто 12 000 квадратных метров Ландскроны. Сохранились земляные фортификации, которые показывают план крепости, окруженной оборонительными рвами глубиной более 2 метров, остатки стен, основание деревянной башни-донжона с колодцем, упомянутой в шведской хронике Эрика как последний оплот осажденных.
Обнаружены следы пожара, найдены арбалетные болты и наконечники стрел станкового арбалета, воткнувшиеся в склон рва и в деревянные стены крепости наконечники копий, стрелы от баллист, а также сброшенные в ров обгоревшие части стен. На склоне рва также был обнаружен каменный наперсный четырехконечный крест с серебряными позолоченными наконечниками, принадлежавший русскому боярину или князю.
«Прото-Питер» 2.0 - Невское устье
В 1310 году новгородцы предприняли поход для восстановления городка в Кореле на реке Узъерва (Вуокса). В 1311 году они совершили поход на судах в Центральную Финляндию в район Борго – Тавасгус. В 1313 году шведы разграбили Ладогу, а в 1314 году в Кореле недовольные властью Новгорода карелы перебили русских и передались шведам, но затем в ее впустили подошедшее новгородской войско. В 1317 году шведы устроили поход на Ладожское озеро.
В 1318 году новгородцы совершили набег на Финляндию, взяв Абоский замок и захватив собранный за пять лет в Финляндии церковный налог - «денарий святого Петра». В 1322 году шведы совершили поход на Корелу, но он окончился провалом. Новгородцы ответили неуспешным походом на Выборг. 12 августа 1323 года стороны заключили Ореховский мирный договор на Ореховом острове в новой русской крепости Орешек (ныне Шлиссельбург) у истока Невы из Ладожского озера.
Однако война не закончилась. Когда в 1337 году карелы снова восстали против Новгорода, шведский король Магнус Эрикссон послал войска для поддержки восставших. Им удалось ненадолго захватить Корелу. В следующем году Новгород осадил Выборг, но вскоре было заключено перемирие. В 1348 году шведы захватили Орешек, но в феврале следующего года он был освобожден новгородским войском.
В 1370-х годах Новгород начал строительство замка у дельты реки Оулуйоки. Швеция ответила основанием своего замка поблизости. Новгород напал на замок в 1377 году, но не смог его взять. В следующем году римский папа Георгий XI издал буллу о начале Крестового похода против Новгорода. Вскоре ему пришлось оставить западное побережье Финляндии. Военные столкновения между сторонами возобновлялись в 1392, 1411 и 1445 годах.
В данный период (видимо, сразу после заключения Ореховского мира) новгородцы основали на месте Ландскроны крепость Канцы. Согласно Писцовой книге Водской пятины 1500 года, в конце XV века здесь в 5 деревнях находилось 44 двора. В начале XVI века известен городок на Охте под названием Невское устье, который к концу столетия имел Государев гостиный двор, таможню, а также кладбище с церковью Михаила Архангела (наверняка связана с полем битвы под Ландскроной – святого считали защитником православных воинов).
Известна территория «на Охте под старым усадищом у Архангела Михаила» - возможно, село Усть-Охта и урочище «Венчище», что согласуется с русским названием Ландскроны – Венец земли. В Выборгских таможенных книгах в 1599-1603 годах есть упоминание о Невском городке. В 1574 году шведский король Юхан III отдал приказ Герману Флемингу уничтожить два торговых города - скорее всего, один из них Орешек, а второй – город в устье Охты.
От этого периода сохранилось новгородское кладбище XV-XVII веков на берегу Охты. Две трети его территории пока не исследованы, найдены 50 захоронений в деревянных гробах. Затем строители шведского Ниеншанца перезахоронили кости от 200 погребений во рву крепости, а ближайший к кладбищу бастион получил название «Мертвый».
«Карлсон вернулся»
В Смутное время данная территория оказалась у шведов. В 1611 году король Карл IX заложил на левом берегу Охты на месте Ландскроны крепость Ниеншанц (шв. Нюенсканс - «Невское укрепление»). В 1617 по Столбовскому миру Ингерманландия официально отошла к Швеции. Тогда в крепости уже был гарнизон из 200 солдат и офицеров. В 1632 году на правом берегу Охты по указу нового короля Густава II расположился посад Ниен (Ниенштадт).
После административной реформы в 1634 году данные земли вошли в Нотебургский лен (Нотебург – шведское название Орешка). С 1638 года Ниен получил право принимать суда из-за границы и посылать свои корабли в другие страны. Шведская королева Кристина ввела для города налоговые льготы. Но основные потоки русско-европейской торговли пошли по другим каналам, в частности через Архангельск.
В лучшие времена население Ниенштадта достигало 2 000 – 2 500 человек (во всей Финляндии лишь Выборг и Або превосходили Ниен, а он сам превосходил Нотеборг). Кроме шведов здесь проживали немцы, финны, карелы, ижора и русские. Основные занятия населения: земледелие, рыболовство, ремесло, торговля и судовождение. В город ежегодно заходило более сотни торговых судов: русские, шведские, немецкие, голландские и английские. При раскопках были открыты остатки деревянной жилой застройки XVII века, меднолитейная мастерская, колодец, опоры моста. Собрана коллекция бытовых предметов: глиняная кухонная и столовая посуда, фрагменты одежды и обуви, печные изразцы, курительные трубки, монеты.
На разных берегах Чёрной речки были две лютеранских церкви: для шведов и для финнов-ингерманландцев. После была организована церковь для немецкой общины. Местное население, исповедующее православие, вследствие конфликта в 1680 году между лютеранами и православными, должно было переселиться из Ниена. Суперинтендант Иоганн Гизели-младший добился того, чтобы Спасская церковь, прихожанами которой были православные, на некоторое время была закрыта. За стенами города на островах дельты и по берегам рек, впадающих в Неву, также находились жилые дома – не менее пяти кварталов. Одна из таких усадеб (имение майора шведской армии Эриха фон Коноу) стала впоследствии Летним садом.
Не здесь будет город заложен
В середине XVII века Ниеншанц был перестроен в виде пятибастионной крепости в форме звезды: такие крепости появляются в Италии в XVI веке, а в XVII распространяются в Северной Европе. В 1656 году при царе Алексее Михайловиче русские войска захватили Ниеншанц и сожгли Ниенштадт. Однако шведы все восстановили. К концу XVII века гарнизон крепости насчитывал более 600 человек и 80 пушек. Во время Северной войны 1700-1721 годов, в конце апреля 1703 года русская армия под командованием фельдмаршала Бориса Шереметьева подошла к Ниеншанцу и после недельной осады взяла крепость. Петр I назвал ее Шлотбург - «Замок-город» (она закрыла вход в Неву).
Крепость взорвали в следующем году после взятия, хотя укрепления сохранялись до начала XIX века (рвы вокруг Ниеншанца засыпали при строительстве Охтинской верфи). Дело в том, что еще когда в 1702 году русские войска захватили Нотебург (Орешек), шведы сами уничтожили Ниен, а его население перебралось в Выборг. 27 мая 1703 года на Заячьем острове заложили новую крепость. В 1708 году, в ходе губернской реформы Петра, Водская пятина была включена в состав Ингерманландской губернии – первой на территории России. Началась история современного Питера…
Ура, мы ломим, гнутся шведы…
22 мая 2021 года в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка, рассказывающая о трех этапах освоения Охтинского мыса: шведских крепостей Ландскроны и Ниеншанца, а также окраине Петербурга. На экспозиции были представлены 167 предметов – археологические находки, переданные Государственному Эрмитажу в 2016 году, планы и фотографии объектов, обнаруженных на Охтинском мысу и нуждающихся в музеефикации.
Предметы, найденные при раскопках Ниеншанца, характерны для материальной культуры городов Северной Европы и практически не встречаются на территории России: фрагменты сосудов из каменной массы, изготовлявшихся на Среднем Рейне в Германии, парадных столовых красноглиняных поливных расписных тарелок и мисок и сосудов-треножников (грапенов), находки печных изразцов, керамические курительные трубки, монеты, дверные петли от ворот потайного хода и калитки во рву крепости Ниеншанц.
Между тем, хотя небоскреб «Охта Центр» перенесли в Лахту, участок на Охтинском мысу всё еще принадлежит «Газпром нефти». 8 июня 2021 года под эгидой Министерства культуры РФ состоялось заседание рабочей группы, созданной с целью исполнения поручения президента России Владимира Путина о рассмотрении возможности появления на Охтинском мысе археологического музея-заповедника. По итогам совещания стало известно, что срок поручения президента в отношении Охтинского мыса продлен до 1 декабря при изначально обозначенном главой государства сроке 1 мая, а решение о том, каким будет музей, будет приниматься коллегиально.
На данный момент, под охраной находится около 15% Охтинского мыса, а должно быть, по мнению противников застройки, не менее 80% территории. Также известно о договоренности между Смольным и «дочкой» Газпрома о создании на Охтинском мысе выставочного пространства, посвященного его истории, общей площадью 1 500 квадратных метров. Вопрос о возможности создания археологического музея будет решаться коллегиально участниками созданной рабочей группы. В нее вошли представители Минкульта, «Газпрома», правительства Петербурга, а также деятелей культуры и археологов.
КГИОП не внес оборонительные рвы и основание башни крепости Ландскрона в перечень выявленных объектов культурного наследия. На начало июля 2021 года, в группе «Большая Охта для жителей» ВКонтакте велся сбор средств на проведение экспертизы остатков крепости Ландскрона. Активисты рассчитывают, что экспертиза опровергнет заключение КГИОП и тем самым исключит возможность застройки территории.
Также на канале:
Кто такие карелы и чья Карелия?
Кто живет на даче Винтера?
Две башни, или Электроник возвращается! (Возрождение Выборга)
Как школьник нашел доисторическое поселение
Андрей Боголюбский воевал против финнов - могло ли такое быть?