Неприемлемо часто встречающееся в жизни утверждение, что всякую деятельность, связанную с физическими нагрузками (бытовую, трудовую, военную и т. д.), можно отнести к физической культуре. Физическое совершенствование человека, являющееся целью физической культуры, не достигается в результате физических трудовых затрат. Например, труда грузчика, так как его цель другая – выполнение производственного задания и сопровождаются такие нагрузки с перенапряжением. С позиции физической культуры это негуманно и вредно. Преимущество занятий физической культурой в отличие от других видов деятельности человека заключается в том, что она направлена на гармоничное развитие самого себя и осуществляется с целью укрепления здоровья, развития физических качеств, овладения двигательными действиями, формирования осанки и многое другое. Очевидно, что физическая культура служит преобразованию человека, его собственной природы и двигательных способностей, усовершенствование его способностей и его самого в целом.
Элементы физического воспитания возникли еще в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно, стихийно совершенствовали физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Более развитыми в этом плане оказывались те, кто вел активный, подвижный образ жизни, кто многократно повторял те или иные физические действия, прилагал физические усилия. В итоге наши отдаленные предки поняли, что, физически развивая себя, совершенствуя свои двигательные способности, можно более успешно трудиться, охотиться, воевать. Кроме того, выяснилось, что наибольший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться с детства, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его начинают готовить к жизни и труду. Физическое воспитание в полном и современном смысле этого понятия возникло лишь тогда, когда люди сознательно стали использовать двигательные действия с целью развить свои физические способности и тем самым лучше подготовить себя к тем или иным событиям.
К сожалению, одной из существенных проблем в настоящее время остается низкая вовлеченность населения нашей страны в занятия физической культурой и спортом. К сожалению, многие люди считают, что физические упражнения, просто бег или плавание скучны и однообразны. Это и становится причиной того, что одни никак не могут собраться и приступить к занятиям, а другие, едва начав, быстро теряют интерес и бросают тренировки. Волевые и терпеливые выдерживают дольше, но многие признаются, что делают это без особого удовольствия - просто потому, что надо. В связи, с чем принцип и идея удовольствия должны быть одним из ведущих в занятиях спортом.
Основополагающим обеих форм физических занятий и спорта является функция духовного воспитания. Поскольку человек един во всех своих проявлениях, то его спортивная деятельность затрагивает не только сердечно-сосудистую, нервномышечную системы, но и всю духовную сферу. Для того чтобы научиться выполнять какое-либо физическое упражнение, развить физические качества, овладеть секретами мастерства в избранном виде спорта, нужно проявить трудолюбие, целеустремленность и волю, иногда и смелость, нужно сконцентрировать внимание, активизировать мышление, воображение, память и т. д. Поэтому можно смело сказать, что грамотно организованные систематические занятия физическими упражнениями способствуют развитию психологических и личностных качеств человека. Эстетические взгляды и потребности у активно занимающихся физическими упражнениями применительно к двигательной деятельности, несомненно, более совершенны, чем у не занимающихся. При этом сама двигательная деятельность более экономична и результативна. Если говорить о влиянии физической культуры на поведение человека и его моральные принципы, то следует иметь в виду, что реальные воспитательные возможности физической культуры зависят не столько от ее функций, сколько от принятых в обществе моральных установок. Так же и с помощью физической культуры можно воспитать прямо противоположные свойства личности: эгоизм и коллективизм, чувство сострадания и жестокость, порядочность и бессовестность. Зависит от стремления общества по средствам физического воспитания и приобщения к определенным ценностям. Материальные и духовные ценности не значимы сами по себе, а когда человек, приобщенный к физической культуре, данные ценности осваивает, с пользой применяет и по возможности развивает, то от этого выигрывают и общество, и сам человек.
Приобщение медитации к физической культуре
Множество людей неправильно интерпретируют понятие "медитация". Многие относят эту деятельность к занятиям йоги или восточным религиозным течениям. Но медитация - это лишь техника овладения осознанности. Это возможность усовершенствования психического и физического состояния.
Осознанность – это состояние одновременной пустоты в голове и способность внимать и наполнять разум окружающей действительностью. Вы очищаете свою "быструю" память для новых процессов. Это и есть главное преимущество умения медитировать. Со временем для мгновенной осознанности вам не понадобится ни коврик, ни тренер по йоге, ни спокойная тихая музыка. А лучшим рецептом для медитации служит естественно физические упражнения. Бег или плавание, а так же это могут быть любые избранные виды, медитация укрепляет совершенствование навыков и спортивных результатов по средствам дыхательной практики, психологического укрепления, процесса восстановления.
Помимо этого благодаря медитативному опыту некоторые спортсмены могут сами сознательно вызывать у себя состояние осознания для того чтобы действовать более эффективно. Как только вы поняли, насколько полезной медитация является для психики и тела, нужно только выбрать один из методов и начать практиковать его.
Здоровья и удачи!