Найти тему
Валерий Грачиков

Забытый герой. Прототип главного персонажа «Двух капитанов» за свои подвиги в 1941 году получил орден Ленина

30 июня 1941 года немецкие войска, захватив переправы через Березину, форсировали реку в районе Бобруйска. Чтобы остановить немецкое наступление, командующий Западным фронтом Павлов отдал приказ:

«…Всем соединениям ВВС Западного фронта. Немедленно, всеми силами, эшелонировано, группами уничтожать танки и переправы в районе Бобруйска.
Павлов, Таюрский. Передал Свиридов…»

В этот мрачный для советских ВВС день в небе над Бобруйском развернулось воздушное сражение, в котором советская бомбардировочная авиация, атаковавшая переправы практически без истребительного прикрытия, понесла огромные потери.

Лучше всего события этого дня описаны в книге «Живые и мертвые» Симонова. Знаменитый писатель лично наблюдал разгром наших бомбардировщиков, в том числе и тот, знаменитый момент из фильма, когда немцы расправляются с тихоходными бомбардировщиками ТБ-3. Этот боевой эпизод на самом деле был в реальности – на переправы у Бобруйска без прикрытия были брошены 6 кораблей из состава 3 тбап.

Но, если прочитать дневники Симонова, то окажется, что сбитый летчик, которого политрук Сенцов подобрал в лесу и который в фильме произнес слова «Мы тоже неживые» имеет своего реального прототипа – штурмана Андрея Квасова из 212 дбап. Он принимал участие в боевом вылете 212 дбап в тот день и после того, как их самолет был сбит, тащил командира – летчика Николая Ищенко, пока их не подобрала машина, в которой находился Симонов.

Кстати, еще один интересный факт – на тот момент 212 дбап командовал Александр Голованов, который вскоре станет командующим авиацией дальнего действия. И он тоже принимал участие в этом боевом вылете – там весь полк дрался.

Но сегодня я хочу поговорить не об Ищенко, Квасове и Голованове, которые тоже, конечно заслужили отдельных рассказов о себе. А еще об одном участнике событий того драматического дня. Дело в том, что в тот же самый день, в составе все того же 212 дбап, только в другой группе бомбардировщиков, пытавшихся прорваться к Березине и разбомбить немецкие переправы, дрался летчик, ставший одним из прототипов героя романа Каверина «Два капитана». Так уж получилось, мои читатели, что события 30 июня 1941 года в небе над Березиной связали в одну связку и «Живые и мертвые» и «Два капитана». И книги, и фильмы.

-2

Летчика звали Самуил Яковлевич Клебанов. До войны он был полярным летчиком, шеф-пилотом Аэрофлота, прокладывал авиационные маршруты к ненецким стойбищам. Именно по его рассказам Каверин в дальнейшем описал, как его герой Саня Григорьев работал полярным летчиком.

Клебанов начал летать на Севере в 25 лет, начиная с 1935 года. Летчик небольшого роста, которого друзья звали Мулей (уменьшительное от Самуил) совершил за 1935-1936 годы 107 безаварийных полетов, что по тем временам было сродни чуду. За которое он получил от Ненецкого окрисполкома ценную награду – велосипед.

-3

Потом его перевели в Архангельск, затем – в Ленинград, где он стал шеф-пилотом Северного управления ГВФ. А потом началась война.

В том боевом вылете 30 июня 1941 года самолет Клебанова был подбит, машина была потеряна, но экипаж вернулся в часть. За период с июня по сентябрь 1941 года бомбардировщики Клебанова были сбиты три раза – работали без прикрытия, по сути, экипажи, отправляясь на боевое задание были «неживыми» - вероятность того, что собьют либо зенитки, либо истребители была очень большой.

В марте 1942 года боевую работу Самуила Клебанова оценили по достоинству – его наградили орденом Ленина. До этого – в октябре 1941 года - орденом Красного Знамени.

Вот только с орденом Ленина на груди Клебанову довелось красоваться недолго. В ночь с 15 на 16 апреля 1942 года бомбардировщики АДД из состава 748 дбап силами 8 машин бомбили железнодорожный узел Витебска. Замкомэска Клебанову досталась сложная задача – он шел последним и имел задачу провести аэрофотосъемку результатов налета.

С задания машина не вернулась. Самуил Клебанов и его экипаж признали пропавшими без вести. В боевом донесении штаба АДД о вылете, из которого Клебанов не вернулся, сообщалось так:

«748-й авиаполк восемью самолётами вылетал на бомбардирование железнодорожного узла Витебск. 7 самолётов задание выполнили и посадку произвели на своём аэродроме. Один самолёт (ст. лейтенант Клебанов) с задания не возвратился. Данных о выполнении задачи и места его нахождения нет».

Информации так и не появилось. Есть сведения от партизан, что немцы похоронили экипаж с воинскими почестями, об этом упоминал в своих мемуаров Голованов. Несколько раз поисковики пытались найти место падения самолета Клебанова, но пока этого сделать не удалось. Так и остается неизвестным, где конкретно закончился жизненный путь прототипа героя одной из лучших советских книг.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во "ВКонтакте" на YouTube, в Инстаграм