Найти тему
Вкус жизни

Детское ожирение может стать симптомом слабоумия и задержки развития

Вчера в очередной раз в кафе наблюдал, как мама закармливает ребенка, мальчика лет десяти, уже заметно полненького. У самой женщины тоже валики и складки по всему телу, так что сын, видимо, обречен вырасти таким, чтобы не смог упрекнуть маму в безволии перед пирожными и булочками. Все пищевые пристрастия закладываются с первых лет, а потом поменять их стоит огромных трудов.

Парой дней раньше на фудкорте одного ТРЦ с чувством отвращения наблюдал, как тучные мама и бабушка смачно жуют жирные куриные окорочка и стараются затолкать кусок дитю, которое тычет пальцем в смартфон и отнекивается. Они усердствуют в этом из самооправдания. И подсознательно будут рады, если дите наберет еще несколько лишних килограммов – у них появится подходящий фон. И так они будут усердствовать всю жизнь, пока чада будут рядом. В этом заключается паразитирование родителей на детях – создание из них подкрепления своим дурным наклонностям. Дети же воспринимают это за чистую монету – то есть как заботу. Но, спросим себя, о чем заботится стокилограммовая бабуся, набивая себе рот кусками жирного мяса и при этом протягивая внуку часть этой отравы?

Опять же, не вполне осознанно, она старается сделать новое поколение глупее, чем оно могло бы вырасти без нее. И дело тут не только в вопросе внешности – надо ли, чтобы «хорошего человека было много» – или все-таки в меру? Привычка плотно кушать угнетает развитие детского и работу взрослого мозга – вплоть до неклинического слабоумия.

Полный ребенок не бывает сообразительным, активным.

А взрослый с ожирением — это всегда неудачник и отстающий во всех сферах жизни. Жиры и сахара в большом количестве сбивают реакции мозга на внешние раздражители (делают человека нервозным, некритичным к себе), ухудшают память и обучаемость. Это не выдумка зожников. Ученые из Монреальского университета выяснили, например, что жирная пища травмирует систему выработки дофамина (гормона вознаграждения) превращая ее в аналог наркоманской. А она, к слову, как раз и отвечает за процессы обучения и формирования новых навыков.

Бабушка или мама были бы разочарованы, вырасти их чадо умным и критично мыслящим - ибо в один прекрасный день ребенок осознал бы личностное убожество своих предков. а этого допустить нельзя. Значит -ешь!
То же самое дебилизирующее влияние на мозг оказывает и гормональное воздействие сладостей, которые мешают инсулину извлекать из глюкозы энергию для функционирования нейронов.

…Если бы это было этично, я бы подсел к каким-нибудь этим семьям, и рассказал бы, ради просвещения, про знаменитый зефирный тест. Вкратце – про эксперимент американских психологов, которые выявили поразительную зависимость: ребенок, который не способен удержаться перед возможностью наесться сладостей вырастет проблемным взрослым.

Взрослые, скорее всего, послали бы меня куда подальше, чтобы не мешал «некритичному отношению к себе», увы.

Тогда я попробую поговорить об этом здесь. Напомню, в эксперименте детей усаживали перед зефиркой и предлагали выбор: съешь эту сейчас, или подожди четверть часа и тебе в награду дадут две. Половина детей смогла утерпеть, половина нет. Дальнейшие многолетние наблюдения показали, что те, кто не смог отсрочить удовольствие, взрослея, показывали более слабые ментальные, эмоциональные и социальные достижения. То есть, были вспыльчивыми, либо депрессивными, приносили плохие отметки, рано начинали баловаться алкоголем, а потом наркотиками. Во взрослом периоде жизни чаще теряли работу, не получали достойного образования, попадали за решетку…

И все это предрешала какая-то зефирка! А точнее, способность к отложенному вознаграждению, которое предпочитается в противовес награде немедленной. Мы знаем, что под черепной коробкой у нас есть мозг эмоциональный, а есть думающий, и они спорят. Те, кто смог дождаться второй зефирки, а потом и более значительных отсроченных наград во взрослости, имели значительно лучший контроль думающего мозга над импульсивным эмоциональным.

Однако, никто из наблюдателей за детьми не придал значения самой зефирке! А зря. Последние исследования показывают, что избыточный уровень глюкозы в мозге сладкоежек, называемый гипергликемией, ужасно сказывается на способности рационально мыслить и сохранять контроль. Ведь сахар повышает выработка гормонов стресса. Когда исследователи уже в другом эксперименте предлагали детям выпить сладкой газировки, скачок сахара в крови вызвал повышение у них адреналина более чем в пять раз по сравнению с нормальным! Эти дети долгое время испытывали сложности с концентрацией внимания, жаловались на тревожность и раздражение.

Те, кто не смог дождаться второй зефирки, скорее всего, уже были «укушены» сладким демоном. Родители приучили их к сладостям, как это часто случается в семьях с низким достатком, либо с психически неуравновешенными родителями (последние могут быть и богатыми). У таких детей бывает ослаблен контроль думающей лобной коры полушарий (которая у детей только начинает созревать!) над эмоциональным мозгом.

Ученые пошли дальше, выявив связь между употреблением фастфуда и психическими заболеваниями. В ходе исследований и опросов медики определили, что почти 17 процентов любителей фастфда в любом возрасте страдают психическими заболеваниями, 13 процентов умеренными расстройствами и 4 процента — тяжелыми. В частности, установлено, что увеличение потребления сахара связано с биполярным расстройством, а продукты, которые были обжарены или содержат большое количество сахара и обработанных зерен, провоцируют депрессию. Вот такое влияние мадака и KFC на психическое здоровье.

Хотите получить из вашего ребенка будущего взрослого неудачника? Почаще покупайте ему сладости-жирности и поите газировкой! И не говорите спустя десять лет, что вас не предупреждали…

Кандидат психологических наук, автор серии книг

Олег Макаров