Создатель чудо-аппарата для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» художник Владислав Почечуев жил напротив «Рабочего и Колхозницы»
Нестареющий фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» — он вышел на экраны в 1973 году — снят по мотивам написанной в середине 1930-х годов пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». При переработке сюжет претерпел множество изменений, однако завязка осталась прежней: московский инженер изобрел машину, позволяющую перемещаться из XX века в XVI и обратно. Аппарат, который стоит в экранной квартире Шурика и Зиночки, придумал и собрал художник, скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев, в эти дни исполняется 80 лет со дня его рождения. О том, как Владислав Почечуев попал на «Мосфильм» и как проходили съемки, рассказала его вдова Наталья Киселева, жительница 184 на проспекте Мира, 184.
От карикатуры – к каменной березе
- В конце 50-х Слава работал художником в театре «Ленком», потом стал карикатуристом, его рисунки печатались в журналах «Крокодил», «Огонек», «Советский Союз», увлекался и живописью, писал акварели, - говорит Наталья Николаевна. – А в 1968 году он первый раз побывал на Камчатке и открыл для себя новый вид творчества – деревянную скульптуру из каменной березы, это удивительное дерево с рельефной корой и наростами причудливой формы. Каменная береза растет на Дальнем Востоке и на Севере, чтобы попасть туда, он устраивался в геологические экспедиции, на метеорологические и сейсмологические станции, на сезонную работу.
Сначала необычной, фактурной скульптурой Почечуева восхищались его коллеги и друзья. Потом о художнике начала писать местная пресса. Через некоторое время появились публикации в центральных газетах и журналах. Режиссер Юрий Петров снял фильм «Камчатская палитра».
Вырезал идолов и трон Черномора
В 1970 году один из приятелей помог Вячеславу устроить первую выставку в Москве. Зал нашелся на студии «Мосфильм». Однажды взглянуть на необычные скульптуры зашел режиссер Александр Птушко, он сам тоже резал по дереву.
- Увидев работы Почечуева, Александр Лукич воскликнул: «О, подать мне этого мастера!» В это время Птушко снимал свою лебединую песню – фильм «Руслан и Людмила» и пригласил Почечуева на работу в съемочную группу на должность, которой раньше в штатном расписании «Мосфильма» не было - художник-скульптор. На в фильме навсегда запечатлено то, что он придумал и сделал: знаменитый камень у развилки трех сказочных дорог, резной трон Черномора, убранство его чертогов, столбы-идолы на поле брани, сказочный лес – мохнатые деревья из мочалок.
Над столом в квартире на проспекте Мира висит фрагмент резной стены Дворца Черномора. На вид – чистый мрамор. А потрогаешь - пенопласт.
- Планирую передать эти и другие декорации к «Руслану и Людмиле» в музей «Мосфильма», - говорит Наталья Николаевна. Всего у Почечуева более тысячи деревянных скульптур, его работы хранятся во многих музеях, в мом числе в Историческом.
Аппарат должен выглядеть зрелищно и загадочно
Когда съемки «Руслана и Людмилы» закончились, художник-скульптор загрустил - расставаться с кино не хотелось, помимо возможности творить, оно давало стабильный заработок. В нелучшем располжении духа – болела перетруженная накануне правая рука - Почечуев шел по коридорам «Мосфильма». Его окликнул знакомый голос, это был директор картины «Руслан и Людмила», который работал уже на другом проекте – «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая.
- Славка, а я тебя ищу, нам нужно срочно изобрести машину времени!
Выяснилось, что специальное бюро, взявшееся за изготовление - действующего макета, который должен изображать в фильме машину времени, с задачей не справилось. Потратив на работу несколько месяцев, мастера по реквизиту привезли в съемочный павильон просто макет тогдашней электронно-вычислительной машины - ЭВМ. По сути это, может было и правильно, но «Научно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический» фильм-комедия – не «Укрощение огня» и не «Иду на грозу». Агрегат должен был выглядеть по-научному и в то же время зрелищно и загадочно, создать впечатление не только торжества науки, но и чуда.
Шурик сел за установку Сарториуса
- У нас съемки срываются, когда сможете принести эскиз?– спросил Гайдай.
- Дня через два, - ответил Почечуев.
За это время он прочитал сценарий, полистал фантастику и одной левой – в буквальном смысле слова, потому что правая болела, нарисовал углем на ватмане многоуровневое переплетение трубок, колб, пружин, змеек, маховиков.
Чтобы воплотить эскиз в действующую модель, «Мосфильм» прикомандировал к художнику штатных конструктора и слесаря. Основу конструкции и часть деталей взяли со склада – это реквизит к сценам в лабораториях Сарториуса и Кельвина в «Солярисе», который только что закончил снимать Андрей Тарковский.
За разноцветными стеклянными шарами и ретортами ездили в Клин на стекольный завод. Чтобы ускорить дело, договорились с мастером-стеклодувом, поставили ему ящик водки, и он выдул заказанный реквизит не через два месяца, как было оформлено официально, а уже на следующий день.
Подходили и крутили рычажки
«Ах, Шурик, Шурик, твoй аппарат тебя пoгубит», - говорит герою Александра Демьяненко Зиночка в исполнении Натальи Селезневой, прежде чем уйти к режиссеру Якину. «Мoй аппарат, Зинoчка, меня прoславит, и тебя тоже», - отвечает обманутый муж, почти не отрываясь от машины.
- Слава вспоминал, что все артисты – и Яковлев, и Куравлев и Этуш полюбили эту машину, как только появлялся дым и начинали вертеться зеркала, играли с особым одушевлением, говорит Наталья Николаевна. – А после съемок, когда гас свет, подходили к ней и украдкой нажимали кнопочки и двигали рычажки.
https://zbulvar.ru/wp-content/uploads/2017/10/Zbulvar_40_2017.pdf