При возвращении после битвы при Сиффине имам Али в местности под названием Хадирин оставил сыну свое завещание, имеющее большую важность. Вот некоторые части из этого завещания: «(Слово) от смертного отца, который подтверждает сложность этого времени, который знает, что это временно, который покорился своей судьбе, который осуждает этот мир, который видит себя в мире мертвых, который завтра покинет этот мир своему сыну, который пойдет по пути тех, кто погибнет и переселится в следующий мир, который станет целью для болезней, который стал заложником этого времени, который подвергнется тяготам...
Сейчас я понял, что этот мир отвернулся от меня. Время взбаламутилось против меня. Я пришел к убеждению, что никто не думает о следующем мире, кроме меня, что стоящие за мной не вспомнят об этом, и что нужно устремиться и сосредоточиться только на том, что будет после этого мира. Меня удержало только мнение, что я отбросил нужды людей и обратился только к своим тяготам.
Меня развернуло в другую сторону от моих желаний. И мне было ясно сообщено о сущности дел. Таким образом, меня направило к серьезному пониманию, где нет мест игрищам, к истине (правде), рядом с которой нет места для лжи.
Я считаю тебя часть своего тела, и даже полной частью себя. И если к тебе придет беда, то
означает, что она пришла и ко мне. Если смерть настигнет тебя, это подобно тому, что она
настигла меня. Я твое самочувствие уподобил своему самочувствию. И я написал тебе это письмо, чтобы поддержать тебя, чтобы помочь тебе, независимо то того, умру я или останусь живым.
Сыночек! Я советую тебе стесняться Аллаха, следовать его повелениям, облагораживать свое сердце поминанием Его, схватиться за его вервь. Если ты схватишься за его вервь, то разве может быть более прочная причина, средство между тобой и Аллахом?
Оживляй свое сердце наставлением, укрепляй его крепкой верой, освещай его мудростью. Делай его презренным, вспоминая смерть, желай утвердить его в мысли, что это все бренно. Помогай ему увидеть беды этого мира, предостерегай его от того, чтобы оно не нападало на время, чтобы плохо не проводило дни и ночи. Расскажи ему о состояниях ушедших.
Напоминай, рассказывай ему о том, что случилось с твоими предшественниками. Путешествуй по странам ушедших. Смотри на то, что от них осталось, что они делали, откуда и куда они переселялись, куда спускались и где останавливались. И ты увидишь, что они покинули любимых, друзей и обосновались на чужбине. И через короткое время ты станешь одним из них. Поэтому приведи в порядок будущее место обитания, не продавай следующий мир за нынешнего. Остерегайся говорить о темах, в которых не сведущ и произносить речи в темах, за которые ты не ответственен.
Где бы ты ни был, ради Хака терпи трудности. Углубляй свое знание религии. Приучи себя к терпению по отношению к вещам, которые тебе не нравятся. Какое прекрасное качество проявлять терпение ради Хака! В каждом деле убеждай свою душу прибегать к защите Создателя, таким образом, ты обретешь надежную крепость, превосходную защиту.
О, сыночек! Хорошо пойми мое завещание и знай, что кто владеет смертью, тот владеет жизнью. Творящий же и умертвляющий. Тот, кто уничтожит, тот и вновь воскресит. Тот кто дает тяготы, тот и вновь дарит исцеление.
Этот мир - это дом, где Аллах одаривает благами, но и подвергает экзаменам, это место, где мы получим награду и наказание в следующем мире за совершенное.
Или же Он возжелал для тебя другие вещи, о которых ты не знаешь... Обратись к Тому, кто создал тебя, кто привел в порядок мироздание, пусть твое служение будет Ему, пусть Он станет твоим сильным стремлением, получал ароматы от Него.
О, сынок! Знай, никто не приносил столько вестей от Аллаха, сколько Его Посланник. Прими его в качестве предводителя и лидера, ведущего к спасению. Я не был небрежен в наставлении тебе. Сколько бы ты ни старался, ты не сможешь сам себе оказать столько внимания, сколько это сделал я.
О, сынок! И ты увидел результаты его власти и величия. Ты познал его действия и качества. Однако, как Он определил себя сам, Он - Единственное Божество.
Никто не сможет противоречить Его господству. Он никогда не пребывает в упадке, Он постоянен. Он, не имея начала, был прежде всего. Он не имеет конца, и будет и после всего сущего. Его владычество (рубубийа) велико, и его самость не постичь сердцем или глазами.
Если ты это понял, то действуй так, как должен действовать тот человек, чья ценность невелика, чьи силы малы, чья слабость в избытке, а потребность его в Создателе огромна. Ищи себя в покорности Ему, в страхе перед Его наказанием, в опасении Его гнева. Потому что Он повелел тебе только благие вещи. И он запретил тебе плохие вещи.
О, сыночек! Приведи отношения между собой и другими людьми в состояние весов. То, что ты хочешь для себя, желай и для других. То, что ты не хочешь для себя, не будет доволен и для других. Подобно тому, как ты хочешь подвергнуться несправедливости, так и не угнетай других. Как ты хочешь, чтобы другие были добры к тебе, так и ты совершай добро по отношению к другим.
Увиденное у других, что тебе не понравилось, сделай осуждаемым и у себя. Когда ты совершишь что-то по отношению к другим, и ты будешь согласен на это, то прими и то, что другие делают по отношению к тебе.
Даже, если ты знаешь мало, не говори, что не знаешь. Не говори те слова, которые ты не хочешь, чтобы сказали тебе.
Знай, что самодовольство - это противоположность истины и беда для умов. В своих трудах прилагай все силы, не будь тем, кто копит богатство для других, как только ты достиг цели, насколько возможно будь одним из тех, кто боится Создатедя.
Он приказал для того, чтобы получить желаемое просить, чтобы проявить к тебе милосердие, просить о милосердии. Он не дал того, кто мог бы быть завесой перед тобой.
Затем он разрешил просить у Него ключи от сокровищниц и передал в твои руки. Когда ты захочешь, то можешь молитвой открывать ворота благ. Ты можешь просить дожди милости для засушливых земель.
Даже если принятие молитвы будет отложена, ты не должен терять надежду. Потому что принятие зависит степени (искренности) намерения. Сколько раз бывает, что принятие молитвы откладывается для того, чтобы увеличить награду просящего, чтобы еще больше было ниспослано тому, кто надеется. Сколько раз бывает, что просишь что-то, а это не дается, однако, тут же или чуть позже (в этом мире или следующем мире) дается еще большее благо.
Или же тебе что-то не дается ради твоего блага! Потому что сколько есть вещей, которые ты просишь, но если тебе это дадут, то из-за этого погибнет его религия. Поэтому ты должен просить то, что принесет тебе благо, что очистит тебя от грехов. Имущество не останется у тебя навечно. И ты вечно не будешь хозяином имущества.
О, сын! Часто вспоминай смерть. Думай о своем текущем положении и о том, с чем ты встретишься после смерти. Всегда представляй ее перед собой. Пусть она застанет тебя облаченным в оружии, опоясанным.
Пусть она не придет к тебе неожиданно... Берегись, пусть тебя не обманывает то, как
обитатели этого мира играются с мирским, как они прикипели к енму. Подобному тому как
Аллах рассказал тебе об этом мире, показал тебе, что представляет из себя этот мир, раскрыл для тебя зло его. Обитатели этого мира - лающие и гавкающие псы. Это хищные звери, загоняющие добычу. Они кусают друг друга. Сильный ест слабого. Большой проклинает малого.
Точно знай, что страсть не обуздать. И смерти не избежать. Ты на пути своих предшественников.
В таком случае уменьши число своих желаний. Озаботься своей прибылью (то есть соблюдай права и правоту). Потому что есть столько желаний, которые забирают у человека то, что у него в руках, в ладонях. Не наделяется пропитанием каждый желающий. И каждый, кто хочет благого, то не будет лишен. Если тебя понесет к желаниям, то держи во внимании все низости души. Потому что если ты потеряешь себя, то взамен ничего не получишь.
Не делай себя рабом другому. Потому что Аллах создал тебя свободным. Добро, добытое недобрым путем, нельзя назвать добром. Легкость, которую достигли с помощью силы, нельзя назвать легкостью.
Остерегайся жеребцов страсти, которые в четыре копыта принесут тебя к воде гибели. Если у тебя хватает сил, то не вмешивай никакие блага между собой и Аллахом, поскольку ты сможешь получить только свою долю и только предназначенное тебе. И вместе с тем, что все от Него, что-то малое от Аллаха превыше того, что придет от его рабов.
Не будь плохим человеком для своей семьи (и пусть твоя семья не будет несчастной из-за тебя). Не стремись к тому, кто далек от тебя. Пусть твое желание порвать дружбу с другом не будет сильнее желания продолжить дружбу, пусть твое желание совершить ему зло не будет сильнее желания сделать ему добро.
Не выделяй несправедливость, совершенную по отношению к тебе. Потому что она во вред совершившему и на пользу тебе. Порадовавшему тебя не нужно совершать зло.
О, сыночек! Знай, что пропитание двух видов. Одно из них - ты ищешь, другое - в поисках тебя, и прежде, чем ты доберешься до него, оно придет к тебе. Как ужасен нрав того, кто унижается, когда в нужде и страдает, когда богат (проявляет грубость). Твоя доля в этом мире настолько, насколько ты привел в порядок свой следующий мир. Если ты будешь горевать по каждой потерянной вещи, тогда горюй и по каждой вещи, которая тебе не досталась... То, что не произошло немедленно, не вышло относи к делам прошедшим.
Потому что дела все похожи друг на друга.
Не будь из тех, кто не пользуется наставлением, пока его не настигнет беда. Потому что, если умный человек получает наставление с помощью хороших манер, то животное наставляют палкой.
Вверь свою религию и свой мир Аллаху. И пожелай для себя в этом быстротечном мире для себя хороший конец в грядущем мире... Прощай...»[1]
Др. Хайдар Баш
[1] Предводители божественного пути, с. 129, 130, 131
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Доп. лит-ра: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"