В ходе Крымской войны(1853-1856 годов) выяснилось, что армия России уступает армиям ведущих европейских стран в оснащении, подготовке и обученности войск, в профессиональной подготовке командного состава всех уровней.
Императором Александром II было принято решение провести реформы в армии и на флоте. Реформы в армии проводились под руководством военного министра Милютина.
Одним из направлений реформ стали преобразования в отборе, подготовке и обучении офицерского состава. Кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии и военные училища (два старших класса кадетских корпусов составили военные училища). Были открыты юнкерские училища для пехоты, кавалерии и казачьих войск. Были открыты военные академии и школы для повышения профессиональной подготовки офицеров. В этой статье я расскажу об юнкерских училищах армии, в которых готовили офицеров для казачьих войск.
Офицеров казачьих войск во второй половине XIX века в России готовили в 4 пехотных юнкерских училищах, в одном кавалерийском юнкерском училище и в Николаевском кавалерийском военном училище (120 казаков-юнкеров). Готовились юнкера в Варшавском, Виленском (Вильнюс), Иркутском, Оренбургском и Ставропольском юнкерских училищах (об Иркутском, Ставропольском и Оренбургском юнкерских училищах у меня есть статья на канале).
Первоначально юнкера из казаков не имели своей организационной структуры в Виленском и Варшавском юнкерских пехотных училищах и готовились по одной программе с юнкерами-пехотинцами. Поступали в юнкерские училища урядники, получившие звание урядник по выслуге лет. В июле 1871 года было утверждено Положение о прикомандировании урядников Донских полков, служащих в в Киевском, Одесском и Финляндском военных округах, для получения образования в местных юнкерских училищах и обучение стало раздельным.
Общеобразовательная подготовка казаков была очень слабой, и в сентябре 1878 года были открыты приготовительные классы для юнкеров-казаков при казачьих отделах Варшавского, Виленского и Елисаветградского юнкерских училищ. В 1879 году были утверждены штаты казачьих отделов в этих училищах.
В Варшавском пехотном юнкерском училище в казачьем отделе содержалось 73 казака. Из них: заведующий отделом есаул (мог быть войсковой старшина) - 1, младший офицер до есаула включительно - 1, юнкеров казачьих войск-50 (из них 47 донских и 3 Кубанских), трубачей - 2, казаков для ухода за лошадьми - 19. В 1870 году отдел был расширен до 85 юнкеров; в строевом отношении он составлял казачью полусотню. Казачий отдел училища готовил офицеров для Донского и Кубанского казачьих войск. В 1885 году отдел был закрыт.
Виленское пехотное юнкерское училище готовило офицеров для казачьих войск с 1864 года, но до 1871 года юнкера учились по программе
пехотных юнкеров. Казачий отдел был открыт в 1876 году. В казачьем отделе по штату имелось; заведующий отделом есаул (мог быть и войсковой старшина) - 1, юнкеров Донского войска - 35, трубач - 1, казаков для присмотра за строевыми лошадями - 13. Всего 50 казаков. В 1885 году казачий отдел был закрыт.
В Елисаветградском кавалерийском юнкерском училище казаков готовили с 1869 года. Казачий отдел был открыт в 1876 году, был закрыт в 1886 году. По штату в отделе имелось всего 50 казаков. Из них: заведующий отделом есаул (или войсковой старшина) - 1, юнкеров из донских казаков - 35, трубачей - 1, казаков для присмотра за лошадьми - 13.
Готовили офицеров-казаков и в Тверском кавалерийском училище, но казачьего отдела в училище создано не было.
В этих училищах готовили будущих офицеров три года. Один класс был подготовительным и два класса специальных. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, казаки часто оставались на второй год. Часть казаков не выдерживали экзаменов на офицерский чин и отправлялись в войска прежним чином. Но обучение казаков-урядников в юнкерских училищах дало возможность укомплектовать казачьи войска офицерами с достойной военной подготовкой. Когда произошло насыщение войск офицерами, казачьи отделы в юнкерских училищах были сокращены.
P.S. уважаемые читатели. Если статья понравилась, поставьте лайк, буду благодарен.