Когда в 1992 году Уралвагонзавод выпустил первый серийный экземпляр установочной партии нового танка Т-90, или "Объекта 188" мало кто верил в счастливую экспортную судьбу машины. Стремительно разваливался Союз, трещала по швам производственная кооперация, а западные оружейные концерны с удовольствием принялись делить бывшие вотчины советского Военпрома. Лучшее, на что мог рассчитывать новый танк - на некоторое количество экземпляров в рядах активно деградировавшей тогда российской армии. За семь последующих лет было выпущено около 120 машин. Для сравнения - столько Т-72, предшественника и прародителя "девяностого", советская военная промышленность производила в пиковом 1988 году - за один месяц! В конце 90-х танку сильно помогли налаженные связи Уралвагонзавода с Индией. Та, потерпев очередную неудачу с собственным ОБТ, обратилась к к старым поставщикам - и не прогадала. Беспрецедентные двухмесячные испытания танка в адских условиях индийской пустыни Тар не только восхитили местных специалистов, но и привлекли внимание к нему других потенциальных покупателей.
В середине нулевых крупный контракт подписал Алжир, построив на базе "девяностых" новые бронетанковые войска. Крупные заказы сделали Ирак, Азербайджан, Вьетнам, и даже, экзотическая африканская Уганда. Ещё четыре года назад российскому танку не хватало самой малости, чтобы потеснить по продажам признанные "хиты" танкового рынка "Абрамс М1" и "Лео-2". Египетский контракт, тайно заключенный в 2017 году, окончательно оформил за Т-90 звание танкового бестселлера последних двух десятилетий.
Возвращение отечественных танков в Египет произошло спустя сорок лет после того, как "родина фараонов" фактически полностью перешла на западные виды вооружений. В 1976 году страну покинули последние советские специалисты и казалось, Египет навсегда отказался от закупок наших систем, благо весь этот процесс щедро оплачивался и технически поддерживался американцами. Но не всё решают деньги. С 1988 года на заводе в промышленной зоне "Хелван", неподалёку от Каира, собирались танки Абрамс-М-1, всего более 1100 штук. За это время у египетских танкистов накопилась масса претензий к продукции "Дженерал Дайнемикс лэнд системз" и Т-90 стал единственно возможной альтернативой. Египетские военные внимательно следили за судьбой танка со времени первого боевого применения в войне против запрещенного ИГИЛ в Сирии и на Севере Ирака (читайте материал по активной ссылке) явно остались довольны увиденным.
Предварительный контракт подразумевал поставку пятисот танков, в виде машинокомплектов. Собирать их будут на том же заводе в Хелване, где до этого делали "Абрамсы". Разница с прежними временами состоит в том, что Египет будет получать "девяностые" не в порядке военной помощи, или за невозвратные кредиты, а за живые деньги, выделенные на это дело ещё одним ближневосточным союзником США - Саудовской Аравией. Недовольство, которое внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов выразило по этому поводу, египтяне проигнорировали, как и прежние претензии относительно покупки истребителей Су-35.
Т-90 родился в страшную "эпоху перемен" и само его существование долгое время было под вопросом. Он, как выразились бы американцы, "сделал себя сам" , хотя за его восхождением стоит самоотверженный труд сотен инженеров и разработчиков. В условиях развала страны, разбойного захвата рынка западными конкурентами и изначального отсутствия финансирования он умудрился выбиться в лидеры продаж и это, наверное, сравнимо чуду, за которым стоят мощные традиции советской танковой школы.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!