Мы успели прихватить вечернюю зорьку. Искать место было некогда, а потому вернулись с девятью чирками. Утки поутру и вечером вылетают кормиться на рисовые чеки. Рис-то убран, но на земле остаётся ещё достаточно высыпавшегося зерна. После кормёжки на днёвку и на ночёвку они опять возвращаются на лиманы. Что интересно, крыжни (кряковые утки) и разные виды чирков летают строго своими маршрутами. Поэтому выйдя к началу зорьки можно отследить и переместиться на нужный путь пролёта.
Вернулись, ополоснулись в канале, вскипятили воду и заварили чай. Жара и духота достали до не могу! Заснуть было нереально, да ещё и комарьё… Короче, чтоб не терять время принялись за чирков – распотрошили, ободрали и зажарили на вертеле. Мужики достали водку, но не пошло! Если в каналах вода под 30 градусов, то можно представить, какая температура воздуха (соответственно и водки). После прогулки по плавням аппетит разыгрался и вся добыча была с удовольствием съедена. Ближе к утру похолодало и мы всё ж заснули.
Встали с рассветом. Было сыровато и зябко. Над плавнями лежал густой туман. Попили чаю и в путь. Расставились наобум, на всякий случай каждый подавал голос – хоть и стреляли по верхам, но всё ж… Друг друга не видели, уток тоже, но слышали.
Вот и первые хлопки крыльев. Первые выстрелы на шум.
- Попал?
- Солнце взойдёт, посмотрим…
Хлопки всё чаще – слева, справа, над головой. Иногда мелькнёт тёмный силуэт птицы сквозь туман. Я не стрелял, как-то не привык наобум… Вот и солнце. Сначала белый круг чуть начал просвечивать в густой дымке тумана, но набирал силу и вот уже от молочной пелены остались лишь обрывки. Ещё чуток и туман рассеялся совсем. Тут и утки полетели плотнее. Встали удачно – как раз на пролёте крыжней.
Прошла пара часов и мужики отстрелялись – закончились патроны. Собрали трофеи и отправились к машине. Патроны остались у меня (штук 10) и у Гриши. Мы решили ещё попытать счастья – это был отлёт уток на кормёжку, а теперь они стали возвращаться. Если улетали почти все сразу, т.е. большими стаями, то теперь они возвращались мелкими стайками по три-пять штук. Мы вышли к большому плёсу с островками тростника, воткнули сидушки (кол и с одного конца дощечка 20х10 см) – лёгкая и удобная приспособа для отдыха. Когда налетали утки, мы вставали и стреляли, потом опять садились, перекуривали, разговаривали. Зари, как таковой не было. Т.е. она была – массивный пролёт, а потом утки перелетали над лиманом из одного места в другое на протяжении всего дня.
- Лови ушами моих слов. Услышишь Давида Ойстраха – не стреляй!
- Не понял…
- Шё не понял? Лебедь, када летит, то как по всем клавишам рояля пальцем.
Почти гусь, глазом не поймёшь, только ухом. Када просто летит, без звука, то не делай гав.
- Гриш, а по-русски!
- Ой, вэй! Пионэр! Када летит гусь, не делай вид, шё ты просто так на двор вышел! Бикитцер! Одно из два – ты с гусём или не делай из себя охотника!
Вот и мы отстрелялись. Собрали трофеи и отправились восвояси. Лебедя и в правду увидел. Понял выражение про Давида Ойстраха – действительно очень похоже, что по клавишам пальцем проводят от басов к верхам, только звук приглушённый. А вот с гусями не повезло.
Бессонная ночь, утро хождений по плавням – подустали. Пришли как раз к обеду. Стол не хитрый – к уткам, уже приготовленным ребятами, добавилось сало с прожилками мяса, всё те же помидоры и лук. Да, ещё наловили рыбы и обжарили над углями на палочках – не столько еда, сколько разнообразие вместо семечек. Развалились рядком в тени машины и заснули, не смотря на начавшуюся уже жару.
На сей раз на пятерых настреляли 37 штук. Часть пошла в еду – жарили, запекали, варили... Пятеро мужиков и отсутствием аппетита никто не страдал. Другая часть, в выпотрошенном виде, переложенная какими-то травами лежала в ямке (до воскресенья ничего не испортилось, чему я немного удивился с учётом жары).
Что такое лиманы и плавни – это что-то типа озёр, в прибрежной части густо поросшие тростником с открытыми плёсами. Тростник растёт, потом погибает, падает, образуя на дне порой очень вязкую поверхность. Ходить приходится высоко поднимая ноги, чтоб не зацепиться за ещё не сгнившие стволики. Встречаются и ямы глубиной от метра до полутора-двух метров. Так что окунуться по пояс или даже с головой – ничего не стоит.
Потому и одежда специфическая. Как правило одевают штаны от лёгкого водолазного костюма с резиновым поясом (замок от попадания воды). На тело одевают лёгкую х/б футболку или рубашку, а сверху плотную брезентовую куртку (лучше штормовку) – защита от комарья и мошкары. После зари возвращаешься полностью мокрый от пота, а если очень «повезёт» то ещё и искупаешься в лимане с головой.
В 6 вечера мы уже снова были в плавнях. Для разнообразия пошли в другое место. На сей раз прогадали – встали на перелёт чирков и вскоре пришлось перебазироваться (чирки мелкие уж очень). На сей раз взяли штук 15-20 на всех и ещё посветлу отправились на стоянку. Как говорится, страсть удовлетворили и не стреляли ради стрелять.
Охоту на юге не сравнить с охотой в средней полосе. Утки не меряно и, даже не имея опыта, уехать совсем пустым просто не реально. Обратил внимание, что большинство южан стреляют не задумываясь, отсюда масса промахов. Сжечь за зорю 50-70 патронов и добыть (принести) 10-15 уток – норма. А сколько остаётся подранков и не найденных битых уток, тех, что упали не на плёс, а в заросли… Ведь охотятся без собак.
Сезон охоты – это сезон и для хищников – хищные птицы, лисы, еноты добирают подранков и не найденных охотниками уток. Плавни буквально кишат ими. Так что то, что не нашли охотники, служит кормом для хищников. Не редкость в плавнях и кабаны. Если вдруг "чушка" идёт по тростнику, где охотники, то это картина маслом - мужики в болотниках спуртуют, спортсмену не догнать - выскакивают из плавней на открытое, сухое место. Кабан из плавней не выходит.
Утром на охоту, буквально на пару часов, отправился только Гриша (собрал у всех что осталось из патронов). Мой номер был 16 (16 калибр), расстрелял почти всё, а с пятком патронов топтать плавни желания не было. Пошёл на рыбалку.
К часу мы уже собрались и отправились в Новороссийск. В угодьях никакой инспекции. Охотинспектора с милицией проверяли на выездах (наличие путёвок и количество битой дичи). Площадь лиманов большая, а вот выезды считанные. Нам бояться было нечего – по факту наличия у нас, с учётом 5 человек и 3 дней, перестрела не было (что съели, то съели), путёвки тоже в порядке. На каждого приходилось штук по 12 уток.
До следующих встреч! Всем хорошего настроения!