Найти тему

Какие права имеет пассажир в случае задержки авиарейса

Пассажирам, предпочитающим авиатранспорт в виде средства передвижения, хорошо известно о том, что такое задержка рейса. А вот о правах, которые возникают у авиапассажира в такой ситуации, известно не всем. В связи с этим Роспотребнадзор дал основные пояснения.

Изображение Jan Vašek с сайта Pixabay
Изображение Jan Vašek с сайта Pixabay

В силу ст.792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.

Задержкой рейса признается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика/авиакомпании или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете.

К основным причинам задержки рейсов относятся следующие:

  1. технические неисправности самолета,
  2. плохие погодные условия,
  3. позднее прибытие самолета.
При задержке рейса пассажир имеет следующие права:
  • право на отказ от полета. Такой отказ от перевозки считается вынужденным. Поэтому в данной ситуации перевозчик обязан вернуть стоимость авиабилета даже в том случае, если билет являлся "невозвратным";
  • право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Так, пассажир вправе обратиться к перевозчику (авиакомпании) с претензией о возмещении убытков, которые он понес в связи с задержкой рейса (если, например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на поезд и т.д.).

В этом случае к претензии в адрес перевозчика пассажиру необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение 6 месяцев со дня задержки рейса.

Увы, единой правоприменительной практики по данному вопросу нет;

  • право на взыскание штрафа с перевозчика за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Такой штраф предусматривается в размере 25% установленного МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка имела место вследствие:

- непреодолимой силы,

- устранения неисправности самолета, угрожающей жизни или здоровью пассажиров,

- иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В любом случае бремя доказывания наличия юридически значимых обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности перед пассажиром, а также отсутствия связанной с этим вины возлагается на перевозчика.

Изображение Danilo Bueno с сайта Pixabay
Изображение Danilo Bueno с сайта Pixabay

Более того, при задержке рейса пассажир имеет право на бесплатное предоставление ему перевозчиком следующих дополнительных услуг:

  1. на организацию хранения багажа;
  2. предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  3. обеспечение прохладительными напитками, а также 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2-х часов;
  4. обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов. При дальнейшей задержке рейса питание предоставляется каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное время;
  5. размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов - в дневное время и более 6 часов - в ночное время, а также доставку пассажиров транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.

В заключение хотелось бы пожелать всем нашим читателям приятных авиапутешествий, по возможности, без каких-либо задержек.

Надеюсь, эта статья была для вас полезна.

Если вам понравилось, не забывайте ставить лайки, оставлять комментарии и подписываться на канал, это помогает его продвижению.