Найти тему
Литературное варенье

Волжский вояж Вареньевой Феи. Часть вторая. Ах, Самара-городок…

Два дня, один вечер, четыре резиденции волжских городов, пять разных варений.
Два дня, один вечер, четыре резиденции волжских городов, пять разных варений.

Самара удивила, поразила, впечатлила. Скверами, улицами и улочками – тенистыми и неспешными. Кружевом наличников и крылечек старых домов. Мозаичными панно из далекого прошлого на стенах зданий. По Самаре хочется гулять, говорить о модерне и космосе, о фон Вокане и Алексее Толстом. Хочется сидеть на набережной, вдыхать волжский воздух, следить за парусами небольших яхт, слушать гудки теплоходов и барж. У нас все это было, мы все это видели и ощущали, только сначала была работа, встречи, знакомства, варенье и литература. И все за 2 дня. Как? Просто мы оказались на «Волгафесте», где можно было ощутить связь эпох, поколений и нескольких волжских городов. Смастерить себе шапку из газеты, такую же, как когда-то учили нас делать папы, посетить художественный музей и Третьяковку, полюбоваться арт-объектами и воздушными змеями. На множестве площадок спикеры сменяли друг друга: выступали журналисты, режиссеры, актёры, музыканты, искусствоведы, художники.

Экскурсоводы начинали рассказывать гостям фестиваля об истории, культуре и архитектуре, о знаменитостях Нижнего Новогорода, а через полтора часа экскурсия заканчивалась в Саратове. Ну «заезжали» еще в Казань и Ульяновск. Конечно, я говорю не о реальных городах, а о резиденциях этих волжских городов на прекрасном «Волгафесте». Самарцы и туристы смогли узнать, чем жили и живут города-соседи, что интересного происходит, чтобы сорваться да и рвануть туда на выходные, понять, что есть общего у жителей замечательных поволжских городов.

Наша литературно-вареньевая команда тоже погостила в этих городах, сварила варенья, угостила всех сладкоежек и рассказала много интересных историй. В Саратове – об Иване Ларионове, собирателе фольклора, музыкальном критике, авторе и первом исполнителе замечательной «Калинки», которую многие считали и считают народной. А еще о Радищеве, именем которого названа первая в России общественная картинная галерея. О Льве Кассиле, изобразившем Покровскую Слободу, нынешний город Энгельс в бессмертной повести «Кондуит и Швамбрания».

А что вы знаете о Пиковой Даме? И о повести Александра Сергеевича, и о той, которая стала прототипом старой графини? Вот если бы заглянули в резиденцию Нижнего Новгорода, то узнали бы, что, будучи проездом в 1833 году, Пушкин встречался с дочерью княгини Голицыной, владевшей тайной Тройки-Семёрки-Туза. Несчастная Софья Строганова считала, что именно она и расплачивается за ту мистическую тайну, которую когда-то открыли её матери. Оказавшись через некоторое время в любимом Болдине, Пушкин быстро закончил повесть, которая уже много лет не дает покоя многим, кто желает проверить магию трех карт.

- Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твердым голосом: - но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл.

Наша литературно-вареньевая команда тоже погостила в волжских городах, сварила варенья, угостила всех сладкоежек и рассказала много интересных историй.
Наша литературно-вареньевая команда тоже погостила в волжских городах, сварила варенья, угостила всех сладкоежек и рассказала много интересных историй.

А гости нашей площадки и рассказ послушали и проверили магию крыжовенного варенья, которое обожал Александр Сергеевич. Как сказала одна наша гостья: «Себя забудешь, пока пробуешь это варенье». Неужели сработало?!

Побывали мы и в Ульяновске, а точнее, в Симбирске, потому как мой рассказ был связан с веком 19, с фигурами, достойными долгой беседы – при свечах, с чаем и ликерными винами, с чтением баллад и сонетов. Мы говорили о Николае Михайловиче Карамзине, о публичной библиотеке его имени, которую открыли в 1866 году. Говорили о блистательном Денисе Давыдове, переехавшем в 1831 году в имении жены в Верхней Мазе, что располагалось тогда в Сызранском уезде Симбирской губернии. Генерал-лейтенант от кавалерии Денис Давыдов построил школу для крестьянских детей, часто посещал крестьянские избы и помогал нуждающимся хлебом и деньгами. Добрые дела барина надолго сохранились в благодарной памяти жителей Верхней Мазы. Его натура всю жизнь оставалась очень деятельной и кипучей, ему всегда хотелось встреч с друзьями, впечатлений и творчества. Мне кажется, что это был мой самый интересный и эмоциональный рассказ. И варенье было эдакое, с сюрпризом и эмоцией, которую выдает шампанское, когда его вливаешь в кипящее клубничное варенье. И давыдовские строчки, несомненно, были к месту:

Я каюсь! я гусар давно, всегда гусар,
И с проседью усов — все раб младой привычки:
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки.

К вечеру одного из дней «доехали» до Казани. Прямо как Пушкин в 1833 году. И понарошку побывали в гостях у замечательного Карла Федоровича Фукса, человека редкостного ума, таланта, доброты. Прекрасный врач, коллекционер, просветитель, знакомство с которым оказалось очень приятным и полезным для поэта. Дом Фуксов в Казани слыл чем-то вроде салона, который посещали ученые мужи, художник, литераторы, меценаты. Довелось там побывать и Пушкину. Александр Сергеевич провел прекрасный вечер - с интересными разговорами, вкусной едой, чаем с вареньем. Не оставило равнодушным поэта и знакомство с очаровательной Александрой Андреевной Фукс, которая с удовольствием показывала ему свою библиотеку, читала свои стихи и поддержала беседу о русской литературе. "Я никак не думал, чтобы минутное знакомство было причиною такого грустного прощания..." Так сказал Пушкин Фуксам при расставании. А мы после моего не очень долгого рассказа не расставались с нашими гостями, их ждали два сюрприза. Во-первых, к нам на казанские литературно-вареньевые посиделки заглянула поэт, экскурсовод, градозащитник из Казани Олеся Балтусова, чьи стихи настолько хороши, что и жара отошла на дальний план. Во-вторых, уже было готово то самое татарское варенье, которое отведал Александр Сергеевич в доме Фуксов. Сливовое… с белым изюмом… со специями и душистой геранью.

Вот таким получился наш Волгафест. В свободное время хотелось побывать на всех площадках, но когда смотрели в программку, то понимали, что так не получится. Вспомнились строки Агнии Барто:

«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».

Но нам то еще и петь охота! А ещё… ещё…

Вот таким мы увидели  Самарский закат на Волге во время ВолгаФеста летом 2021 года.
Вот таким мы увидели Самарский закат на Волге во время ВолгаФеста летом 2021 года.

Любовались невероятными закатами, слушали прогрессивную духовую музыку от музыкантов из Екатеринбурга. Вечером в небольшой компании варили вишню со специями, коньяком и шоколадом в уютном дворике кофейни «Белая чашка» Дмитрия и Марии Храмовых. Говорили о разном, слушали, куда нам надо обязательно сходить в городе (а вдруг в Самаре в сутках не 24 часа!) Как жаль, что вас не было с нами!

Хочется не раз сказать организаторам спасибо за приглашение, за возможность побывать на этом грандиозном фестивале. А нашему Генеральному партнеру «Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» хочется сказать, что книги с лучшими проектами мы передали в самые надежные руки. А в следующем году надеюсь встретиться на нашей литературно-вареньевой кухне со всеми нашими партнерами.

-6

О Волгафесте мало читать. Это надо видеть, слышать. Ну и приобщиться к самарскому гедонизму. Правда, сначала предлагаю заехать в клубничное Балаково.

А мы? Мы в прекрасном настроении, под голос Ивана Реброва, певшего «Вниз по Волге-реке, с Нижня Новогорода…» ехали в Саратов - настоящий, не резиденцию, а потом домой. Вместе с Ангелом и Лучником.

Ваша Вареньевая Фея