Найти в Дзене

Фишки фотокамер, которые вам не нужны: автофокус по глазам, пиксельный сдвиг и другие

Оглавление

Привет, фотографы! Поговорим о новомодных фишках современных фотоаппаратов, которые, по моему мнению, фотографу вовсе не нужны.

Ведущие мировые маркетологи не сидят на месте и готовы на всё, лишь бы вы купили новую модель фотоаппарата. Чтобы стимулировать покупки они широко рекламируют нововведения в фотоаппараты, которые, как они утверждают, переворачивают процесс фотосъёмки значительно упрощая его.

Но мне всё чаще приходится слышать, что кто-то купил новую камеру за 3000 долларов, а потом очень сильно разочаровался в её функциях. Мне так и говорят: «Я купил навороченную камеру со множеством функций, мне в рекламе обещали лёгкий и быстрый процесс съёмки, а заявленные функции не помогают мне снимать».

Таким людям я объясняю, что ответственность за свой выбор они несут сами, потому что маркетолог – это такой сотрудник, которого за враньё никто не покарает, особенно если растут продажи. Маркетологу фирмы-производители фотоаппаратов даже выпишут премию.

Именно поэтому, руководствуясь принципами чести и добросовестности, я написал эту статью, чтобы вы понимали какие фишки новых камер вам не нужны и за что платить точно не нужно.

1. Автофокус по глазам

Сейчас почти все современные камеры распознают глаза портретируемого и автоматически наводят на них фокус. Одними из первых эту фишку внедрили в камеры Sony и широко разрекламировали.

С одной стороны, звучит неплохо. Не нужно думать в какую точку навёлся фокус, теоретически снимки должны получаться всегда резкими и в соответствии с общепринятыми стандартами портретной фотографии.

Но есть одно «но»! Эта функция работает правильно только в топовых камерах в сочетании с топовыми объективами. И только в этом случае фокусировка по глазам действительно будет работать точно и именно так, как её задумали инженеры.

В реальности мы видим, что Canon R5 или Sony A4 мало кто покупает, а многие стараются приобрести камеру начального уровня, которая поддерживает автофокус по глазам. Так вот, в любительских камерах эта фишка уже не работает из-за ограничений слабенькой матрицы, процессора и такого же объектива.

Простая камера с автофокусом по глазам не сможет дать вам преимуществ, если ваша модель быстро двигается. В этом случае процессор камеры просто не будет успевать распознавать глаза и отдавать команду фокусироваться на определённой точке. Следовательно фокусировка будет промахиваться.

Более того, даже при использовании топовой камеры автофокус по глазам не поможет вам, например, если вы – спортивный фотограф или снимаете школьников на выпускной альбом. В этом случае глаза не будут целью для автофокуса. При этом не забывайте, что за саму функцию, полезна ли она для вас или нет, вы всё равно платите деньги. Было бы лучше потратить бюджет на более дорогой объектив, чем на программные фишки.

2. Пиксельный сдвиг (Pixel Shift)

Маркетологи вам расскажут, что благодаря технологии пиксельного сдвига вы будете получать на 50-мегапиксельную камеру 200-мегапиксельные изображения, при этом цветопередача будет идеальной, а шумы невозможны из-за высочайшего уровня сигнала.

А вот профессиональные фотографы, которым не нужно продать камеру во что бы то ни стало расскажут, что пиксельный сдвиг – абсолютный мусор.

Дело в том, что для обеспечения корректной работы данной функции крайне важно обеспечить неподвижность камеры. Если вы установите фотоаппарат на штатив и будете думать, что обеспечили неподвижность, то не спешите радоваться. Во многих районах нашей страны (да и мира тоже) такая сейсмоактивность, что все преимущества пиксельного сдвига моментально испарятся.

И я говорю не только о колебаниях земной поверхности, но и банально о проезжающих мимо автомобилях или даже трамваях. Теперь я думаю, что вы согласитесь со мной, что эта функция абсолютно ненужная, потому что идеальных условий для съёмки практически не бывает.

Оговорка: если вы занимаетесь репродукциями и работаете в художественной галерее, тогда Pixel Shift для вас!

-2

3. Фокус-стекинг при съёмке с рук

Если вы хотите получить большую глубину резкости сохранив при этом чёткость каждого кусочка будущей фотографии, то вы определённо задумаетесь о фокус-стекинге.

Однако это фишка многих современных камер (Pentax и Olympus ей особенно гордятся) оказывается совершенно бесполезной в подавляющем большинстве ситуаций, потому что нет такого программного обеспечения во всём мире, которое могло бы идеально склеивать изображения с различной точкой фокусировки при условии, что картинка движется.

И я не говорю о динамических сценах, вовсе нет. Речь идёт даже о примитивных макро фотографиях. Если вы снимаете стрекозу, то она хоть чуть-чуть, но сдвинется. Если вы снимаете пейзаж, то облака поплывут, а листья на деревьях шелохнутся. Всё это создаст на конечной фотографии странные артефакты.

Если вам нужен качественный стекинг, то посмотрите в сторону смартфонов, например, iPhone. У смартфонов программы автоматического стекинга работают лучше, чем в фотокамерах.

Такие фотографии возможно получить только с использованием макрообъектива. Фокус-стекинг обязательно даст артефакты и сделает кадр непрезентабельным
Такие фотографии возможно получить только с использованием макрообъектива. Фокус-стекинг обязательно даст артефакты и сделает кадр непрезентабельным

4. Высокоскоростная серийная съёмка

Топовые камеры могут снимать серии фотографий с частотой до 20 кадров в секунду, хотя есть и модели со скоростью до 30 кадров. Но кому нужна такая скорость? Объективно – никому. Истинному фотографу с хорошим чутьём достаточно сделать 1 кадр и получить за него признание, чем наштамповать цепочку однотипных снимков, а затем долго думать какой из них будет получше.

Это справедливо для 90% фотографов, которые снимают бытовые сцены и 100% фотографов, которые работают в студии. Так что именно для вас, я думаю, высокая скорость серийной съёмки окажется ни к чему, поэтому много раз подумайте, прежде чем доплачивать за подобную опцию.

Справедливости ради отмечу, что для съёмок спорта или фотоохотников скорость серийной съёмки всё-таки будет иметь значение. Но я не думаю, что подобный контингент прочитает эту статью, а всем остальным советую не заморачиваться.

 Пример фотографии для которой важна высокоскоростная серийная съёмка
Пример фотографии для которой важна высокоскоростная серийная съёмка

5. Высокое разрешение (много мегапикселей)

Один раз ко мне подошёл человек и сказал: «Привет, ты же фотограф? Я решил себе камеру купить, выбрал вот эту. Как она тебе? В ней так много мегапикселей – это же классно!»

Этой логике следуют очень многие, но так поступать нельзя. Вероятно, вы хотите получать снимки максимального качества. Это чувство мне знакомо. Но вам стоит понять, что качество снимка не зависит напрямую от разрешения, которое способна выдать матрица.

В частности, использование большой матрицы с высоким разрешением приведёт к необходимости её стабилизировать. Далеко не каждая камера имеет встроенную стабилизацию, поэтому вам придётся покупать более дорогие объективы со стабилизаторами или хорошие тяжёлые штативы, а также применять специальную технику фотосъёмки, чтобы избегать смазывания.

Так что если вам действительно нужна камера с 50-60 мегапиксельной матрицей, то будьте готовы потратить большие деньги на премиальные объективы, а комплектный оставьте до лучших времён.

Я бы рекомендовал покупать камеры с высоким разрешениям только бьюти-фотографам, работающим в студиях и которым объективно нужна максимальная детализация. Если же вы снимаете бытовые сцены или коллективные портреты, то большая детализация вам будет не нужна.

Фотоаппарат Canon EOS 90D имеет разрешение 32,5 мегапикселей. И это притом, что у него кропнутая матрица
Фотоаппарат Canon EOS 90D имеет разрешение 32,5 мегапикселей. И это притом, что у него кропнутая матрица

6. Фокусный сдвиг (Focus shift)

Если вы часто снимаете пейзажи, то знаете как хочется получить всё изображение в резкости. Закрыть диафрагму на f/22 не самый лучший вариант, потому что объектив начнёт сильно замыливать картинку.

В таком случае вы можете вспомнить про стекинг по фокусу и попробовать применить его для пейзажной фотографии. А было бы ещё лучше, если сама камера умела сдвигать фокус в автоматическом режиме и выдавала бы серию снимков без участия человека.

И такие камеры уже есть. Но дело в том, что они работают крайне неуклюже и не гарантируют вам обеспечение нужной глубины резкости как по всей плоскости кадра, так и по ключевым частям. Более того, вам потребуется самостоятельно объединять полученные снимки в стек при помощи специальных программ. А это долго, трудозатратно и практические не автоматизированно.

Я считаю, что фокусный сдвиг – это самая бесполезная функция, которую только могли придумать производители камер. Нет ничего проще, чем установить объектив в ручной режим фокусировки и сделать серию снимков самостоятельно. Также можно выбрать ключевые точки для фокусировки в автоматическом режиме, сделать серию снимков, а затем объединить кадры в стек будучи уверенным, что фокус достигнут на всех ключевых точках съёмки (например, на траве спереди кадра, тропинке в середине и горном пике на горизонте).

Несложно сделать изображение полностью в резкости, но придётся немножко повозиться в графическом редакторе
Несложно сделать изображение полностью в резкости, но придётся немножко повозиться в графическом редакторе

7. HDR

Даже не хочу особенное внимание уделять этой фишке, потому что её попробовали практически все и знаю, что HDR создаёт неестественные цвета, порождает ореолы и аберрации. В результате вы получите снимок, который большинство зрителей посчитает неудачным.

Если вам всё-таки нужен HDR, то смотрите в сторону смартфонов. Их алгоритмы создают гораздо более презентабельные снимки, нежели фотокамеры.

8. Canon Dual Pixel RAW

Эта фишка от компании Canon в теории должна позволять смещать фокус на уже готовых фотографиях, а также существенно помогать фотографам править изображения на этапе постобработки. Например, вы фотографируете модель. студии и ваш фокус пришёлся на кончик носа. С использованием технологии Canon Dual Pixel RAW вы должны получить возможность изменить фокус и переместить его, скажем, на глаз.

Звучит очень круто, чтобы быть правдой. Я не видел ни одного фотографа, который смог бы заставить эту фишку работать. Некоторые из фотографов даже обращались в Canon с просьбой разъяснить как пользоваться этой функцией, но в результате так и не поняли.

А если функция не работает, то и платить за неё не следует. Вы покупаете пустышку и это нужно понимать до того, как отдадите деньги. Но Canon вам про это, конечно же, не расскажет.

9. Автоматическая отправка фотографий на смартфон

Эта функция задумывалась как помощь в быстром расшаривании фотографий и экономии места на карте памяти. По факту мы имеем постоянные ошибки в передаче данных, сброс связи во время трансферта и прочие подобные «плюшки». А ещё передача данных по беспроводному соединению знатно кушает заряд батареи.

В моей камере есть такая функция. Но я купил свой фотоаппарат не за неё. Просто эта фишка была встроена и отказаться от неё не было возможности, но я ей не пользуюсь совершенно.

-7

10. Пиковая фокусировка (Focus peaking)

В целом фишка рабочая, её стоит использовать, если она есть вашей камере и вы предпочитаете снимать в ручном режиме. Она реально помогает фокусироваться и надёжно демонстрирует пространство, которое попало в фокус.

Но! Что вам мешает в режиме Live View нажать на кнопку увеличения изображения и посмотреть попали вы в фокус или нет? Возможно вы скажете, что это занимает больше времени, чем пиковая фокусировка. Не соглашусь с вами, потому что съёмка в ручном режиме фокуса – это не про скорость.