Найти в Дзене
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ 100

Статус и заработок в сфере искусства. Как это работает (по Бурдье)?

Многих художников беспокоит вопрос: почему разные деятели культуры за один и тот же объем работы получают столь разные суммы: например, кто-то делает выставку, вкладывая свои средства, а кто-то получает оплату в виде круглой суммы за свой проект. И тут дело не в "России искусство никому не нужно" и т.п.

В моей статье предлагается объяснение данного феномена с использованием теории капиталов французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002)

Культурный капитал по определению Бурдье может существовать в одной из трех форм. В объективированной, то есть в виде конкретных предметов: книг, произведений искусства и тому подобного. В институционализированной форме, например, в виде дипломов, образовательных квалификаций и ученых званий. И в инкорпорированной форме, которую мы обычно называем воспитанием или культурой, и которая включает в себя наши знания, убеждения, интересы и привычки.

Культурный капитал, согласно Бурдье, можно конвертировать в материальный.

Но в реальности это возможно лишь в такой последовательности: 1. Накопление культурного капитала (портфолио, публикации, опыт, послужной список, известность) в том минимальном объеме, который необходим чтобы те, кто будет выдавать Вам материальные блага признали бы Вас специалистом\авторитетом\гением\перспективным художником.

О. Домье "Совет молодому художнику"
О. Домье "Совет молодому художнику"

Пример: чтобы зарабатывать на рекламе (или продаже куров) в блоге Вам нужно раскрутить блог, чтобы Вам заказали статью о художнике Вас должны знать как искусствоведа

2. Действия, чтобы эти люди заметили Вашу компетентность, профессионализм

Пример: чтобы люди знали, что в Вашем блоге можно заказать себе эффективную рекламу, нужно об этом написать или сделать ряд постов такого плана, чтобы Вам заказали статью, нужно дать знать, что Вы пишете на заказ статьи

Оноре Домье "Пришельцы"
Оноре Домье "Пришельцы"

3. Процесс получения материальных благ.

О. Домье "Любитель эстампов"
О. Домье "Любитель эстампов"

Конечно, не существует вех и точек, когда вдруг человек становится достаточно "зрелым". чтобы "конвертировать" свой культурный капитал. Это постепенный процесс обретения достижений и их демонстрации с целью, чтобы их увидели те, кто потом может у Вас что-то купить или заказать, предложить должность.

То есть Вы, к примеру, пишете картины\статьи\курируете выставки - Вам сначала нужно показать, что вообще Вы способны сделать это хорошо, необычно, новаторски (т.е. проделать цикл неоплачиваемых действий), а уже затем ожидать, что Вам "что-то за это дадут". Т.е. накопить портфолио, которое покажет "я это делаю лучше других".

С той формой культурного капитала, которая у Бурдье названа институционализированной - звания, дипломы, квалификации, тоже не все так просто, ведь они не гарантируют получения материальных благ на протяжении длительного времени, работают на Вас лишь в случае осуществления некой деятельности, где эти компетенции требуются (например, чтобы преподавать в ВУЗе нужна аспирантура, чтобы быть научным руководителем, нужна научная степень).

Пытаясь определить размер нашего культурного капитала (чтобы понять на что можно претендовать или почему мы не имеем того, что хотим), мы сталкиваемся с двумя проблемами (которые лучше описать в отдельной статье): 1 Нет списка "что надо сделать, чтобы монетезировать творчество" нет, ведь в сфере искусства каждый уникален и имеет свою задачу, значит нельзя дать универсального ответа для всех, тем более, что высоко ценится уникальное предложение, идея, действие, следовательно нет абсолютного определителя: много или мало того, что сделано уже. 2 Не любое действие в сфере искусства будет тем, что повысит Ваш интеллектуальный капитал 3. Культурный капитал в инкорпорированном виде требует постоянного обновления и усовершенствования (т.е. достижения в прошлом по прошествии времени утрачивают свое значение).

Вывод: если кто-то получает больше, чем Вы, значит он до этого момента стал более известным, компетентным, уважаемым в данной сфере, накопил так называемый культурный капитал. Работа в сфере культуры подразумевает, что часть того, что человек получает в материальном выражении сейчас является результатом признания его достижений в прошлом.