Современная наука шагнула так далеко, что ученые могут только по костям понять, что это был за человек, как он питался, как прожил свою жизнь и как ее закончил. Подобно криминалистам, археологи по месту захоронения выстраивают гипотезы, чем было обусловлено его создание именно в таким виде и именно в данном месте. А зачем ищут научные подтверждения своим предположениям. Но далеко не все загадки наука может разгадать. Расскажем об одном таком исследовании.
В 1960-х годах польские археологи работали в пещерах Ойцувского национального парка под Краковом. Одним из открытий оказалось одинокое погребение в пещере Тонель-Вельки. Его кратко описали, отнесли к XIX веку, и скелет отправили в университет Варшавы. Позднее череп с нижней челюстью взяли для антропологического исследования, и он… пропал. Так что ученым в XXI веке оставался для работы лишь костяк.
Но почему же мы выбрали именно это открытие для иллюстрации не всеведения науки? А вот почему. Одинокая могилка в пещере оказалось уникальной по ритуальному обряду – в погребении не было никакого инвентаря, кроме двух черепов зябликов. Один из них был во рту у скелета, второй лежал рядом с головой – археологи сочли, что птичья головка просто выпала изо рта. Зачем сто-двести лет назад хоронить человека в лесной пещере и класть ему в рот головы птичек, если уже несколько сотен лет для этого есть кладбища с освященной землей?
В мае 2021 года вышла научная работа, авторы которой решили изучить это погребение со всех сторон – от происхождения умершего до этнографических свидетельств похорон с использованием птиц. Забегая вперед, скажем, что кое-что так и не получилось, но все по порядку…
Кости скелета подвергли рентгену, компьютерной томографии, изотопному и генетическому анализам, а также изучили пропавший череп по архивным фотографиям.
Скелет принадлежал девочке 10-12 лет с отставанием от нормы в росте. События, которые замедлили его, произошли за несколько лет до смерти. Но что конкретно случилось с девочкой, ученые выяснить не смогли. Зато определили ее рацион – он был стандартным для Центральной Европы того времени и последние годы не менялся в худшую сторону.
Ах да, мы забыли сказать важное: радиоуглеродное датирование немного удревнило погребение. Его «отправили» в XVII-XVIII века. Это время государства Речи Посполитой. Но девочка не была славянкой. Согласно генетическому анализу, она принадлежала к народам, которые живут к северу от Польши – балтам, финнам или карелам. Возможно, она прибыла оттуда. А возможно, родилась в Польше, потому что в середине XVII века шведский король Карл X как раз вел войну с Речью Посполитой и даже захватил часть ее территории, включая замки в окрестностях Кракова.
Авторы исследования поставили перед собой вопрос, можно ли связать происхождение девочки с ее странным, даже уникальным захоронением. Для этого они разделили его «странность» на три составляющих:
1. Девочка была похоронена не на кладбище.
2. Девочка была похоронена в лесной пещере.
3. Кто-то вложил в рот девочке головы зябликов.
Изучив массу документов и этнографических свидетельств, исследователи смогли ответить на свои вопросы так:
1. В XVII-XVIII века на территории Речи Посполитой вне кладбищ хоронили только некрещеных младенцев, казненных преступников и самоубийц. По малолетству девочка вряд ли могла относиться к двум из трех категорий, а уж младенцем не была точно.
2. Погребение в лесной пещере могло состояться по двум причинам. Сокрытие трупа, как сказали бы криминалисты, после совершения убийства или тайное захоронение того, кого нельзя было хоронить на кладбище (мы вернулись к пункту 1).
Здесь надо сделать отступление в этнографию. Оказалось, что в XIX веке у православных карел существовало поверье, что умерших/погибших в лесу нельзя хоронить на кладбище. В этом случае лесная пещера как нельзя лучше подходила для захоронения. В противоречие с убийством входят зяблики – это похоже на жест эмоциональной привязанности. Тут переходим к пункту 3.
3. Головы зябликов – это какая-то отсылка к неизвестному нам погребальному ритуалу. Неизвестному настолько, что о нем не сохранилось ни единого упоминания в источниках и не единого погребения, кроме этого. Поскольку такого не могло быть, если бы ритуал был устоявшимся, ученые решили рассмотреть роль птиц в финно-карельской мифологии. И оказалось, что птицы были, но, скорее, в культурном контексте – типа «птица-душа», вид, который принимали мертвые, желая вернуться в мир живых. Однако никаких птиц в погребальной обрядовости у финнов и карел не нашлось.
Суммируем, что мы узнали из исследования. Более 200 лет назад под Краковом девочка-подросток не коренной нации по какой-то причине погибла в лесу, где и была похоронена в укромном месте. Кто-то озаботился вложить ей в уста головки двух птичек. Возможно, этот кто-то знал о происхождении девочки и хотел отдать дань ее верованиям. Но поскольку имел весьма поверхностное представление о языческих поверьях ее народа, напутал.
Авторы исследования пришли к выводу, что научным образом объяснить это погребение не удастся. А версий можно придумать сколько угодно. Вот такое расследование с вот таким вот результатом.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.