Найти тему
Юрист Дмитрий Фоменко

Отстранение от работы не привитых от COVID-19 работников.

Оглавление

Добрый день, меня зовут Дмитрий Фоменко. В этой статье я расскажу, по каким основаниям происходит отстранение работника от работы в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных болезней и какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Основания отстранения от работы сотрудника указаны в Трудовом кодексе РФ.

Статьей 76 ТК РФ установлено что в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан отстранить работника от работы.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих выносят мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в котором определены отдельные группы граждан и сферы услуг (перечень работ) с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации.

На сегодняшний день, более 20 Главных государственных санитарных врачей субъектов РФ издали соответствующие постановления.

Например: постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 15.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям".

В данную категорию входят:

- работники торговли;
- общественного питания;
- работники почтовой связи;
- многофункциональных центров;
- театров, кинотеатров, концертных залов;
- государственные гражданские служащие города Москвы, муниципальные служащие города Москвы;
- и другие.

Как я уже говорил ранее, закон не предусматривает принудительной вакцинации.

Но закон и не предусматривает допуск к работе сотрудника, не имеющего необходимых прививок по эпидемическим показаниям.

Как следует из статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 настоящего Кодекса.

При этом, если должность сотрудника допускает осуществление им удаленной работы, работодатель вправе предложить сотруднику перейти на удаленный режим работы, но Закон не предусматривает такой гарантии работникам. Это право работодателя, а не обязанность.

Какая ответственность предусмотрена за невыполнение этого требования?

В силу статей 10 и 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При этом работодатели (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. К таким мероприятиям относятся, в том числе и профилактические прививки, проводимые в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 25, п. п. 1 и 3 ст. 29, ст. 35 Федерального Закона № 52-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до
ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как сообщал Оперштаб Москвы и Руководитель Управления Роспотребнадзора по Москве, с учетом неблагоприятной эпидемической ситуации по COVID-19 Управление Роспотребнадзора по г. Москве при направлении в суд материалов будет просить о применении санкции только в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1. КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцатитысяч рублей.

Таким образом, несмотря на то, что Трудовым кодексом РФ не предусмотрено увольнение работников за отказ вакцинироваться от COVID-19 по эпидемическим показаниям, работодатель обязан отстранить таких сотрудников от работы, без сохранения заработной платы на весь период неблагоприятной эпидемической обстановки.

При этом работодатель вправе, но не обязан осуществить перевод сотрудника отказавшегося вакцинироваться на удаленную работу, если его должность допускает выполнение работы удаленно.

Надеюсь, что статья была Вам полезной. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, всего доброго.

Также рекомендую статьи:

Вакцинация от COVID-19 обязательна?

Вакцинация от COVID-19. Что нужно знать?

Последствия отказа от вакцинации.

Как происходит госпитализация больных с COVID-19?

Как уволиться в период временной нетрудоспособности по собственному желанию?

ПЦР-тесты на COVID-19 больше не нужно сдавать после приезда из-за границы.

Как изменить наименование организации?

Текст настоящей статьи является авторским. Допускается использование текста только с указанием ссылки на данную страницу. Нарушение данного требования будет вести к ответственности предусмотренной действующим законодательством.