Из-за любви к мужу-алкоголику Изольда Извицкая потеряла все: красоту, карьеру, а вскоре и жизнь.
По семейной легенде, акушерка Дзержинского роддома, увидев очаровательную новорожденную малышку с фарфорово-белой кожей, воскликнула: "Красавица изо льда!" Изольда — такое редкое для советской девочки имя и получила малышка.
Мировая слава обрушилась на Изольду уже в 24 года после первой главной роли в фильме "Сорок первый".
После этой роли Изольде Извицкой рукоплескали на Каннском фестивале.
Влюбленные французы называли ее именем кафе в Париже, ее портреты печатали на обложках журналов — не только советских, но и французских и американских.
В СССР молодую актрису сразу же назначили членом ассоциации по связям со странами Латинской Америки — за короткий срок она объездила полмира!
Поклонников у советской звезды было хоть отбавляй. Извицкая могла удачно выйти замуж за режиссера, бизнесмена, дипломата, но ... предпочла молодого актера-неудачника Эдика Бредуна. Это и стало ее роковым шагом.
Супруг завидовал славе жены и сделал все, чтобы за короткое время красивая женщина превратилась в безвольную алкоголичку.
Звезда Изольды Извицкой закатилась так же быстро, как и взошла.
К 1960-м годам ее практически престали снимать. Одни режиссеры боялись красоты актрисы, другие недооценивали ее драматургический талант, третьи хотели открыть собственную звезду.
А кто-то сказал, что она отказала домоганиям высокого чиновника, и он из мести приложил все усилия для завершения ее карьеры. Так или иначе, но после первого успеха Изольду приглашали сниматься очень редко и то кр только на второстепенные роли или эпизодические. Красавица загрустила. И тут муж подоспел со своим советом: "Ты выпей и станет легче!"
В родительском доме Извицких алкоголь был под строгим запретом, и на это имелась причина. Первый свой в жизни бокал девушка выпила на собственной свадьбе под крики: "Горько!"
Затем были официальные приемы, фуршеты, встречи с поклонниками в ресторанах, кухонные посиделки с гостями мужа и все эти мероприятия сопровождались спиртными напитками.
Знакомые вспоминают, как Бредун убирал от супруги вино и подливал напитки покрепче — то водку, то коньяк. Организм молодой женщины плохо воспринимал алкоголь — она становилась угрюмой и мрачной, а наутро мучилась головными болями и кричала мужу: "Все, не буду больше пить эту гадость!" Он же ласково пододвигал рюмку: "Опохмелись! Все пройдет!"
Изольда поддавалась уговорам — друзья говорили, что она его безумно любила и боялась, что он уйдет к другой.
Коллеги-актеры вспоминают, что за короткий срок из открытой, улыбчивой, немного наивной девушки Изольда превратилась в замкнутую, отстраненную, вечно хмурую особу.
Актриса с детства мучилась тяжелейшими депрессиями, которые могли возникнуть даже из-за незначительного случая. В школьном дневнике Изы есть запись: "Ой, дура я.. Как можно: из меня - да вдруг артистка?"
Ее прекрасные зеленые глаза с искринкой скрывали семейную тайну. Одни называют это родовым проклятием, другие - геном сумасшествия.
Прабабушка Извицкой по материнской линии провела почти всю жизнь в сумасшедшем доме. А ее мать молодую активную блондинку, недуг застал в рассвете лет, после диагноза женщине запретили заниматься педагогикой и отправили работать библиотекарем.
Говорят, что после смерти Извицкой старушка выходила на улицу и раздавала первым встречным личные вещи знаменитой дочери, а иногда ходила встречать поезда из Москвы, уверяя соседей, что должна приехать Изольда..
Младший брат Извицкой Евгений был талантливым музыкантом и поэтом, мечтал поступить в консерваторию, но вместо этого так же оказался в сумасшедшем доме.
Изольда Извицкая и сама регулярно проходила курсы лечения в психиатрической клинике - с переменным успехом. Актриса принимала сильнодействующие препараты, не совместимые с алкоголем. Но однажды в ее жизни случилось горе, справиться с которым не помогли даже самые сильные таблетки.
Предательство мужа.
Когда Эдуарду Бредуну надоело унижать и оскорблять жену, он собрал чемодан и объявил жене, что уходит к ее молодой подруге-продавщице. Он не только не оставил Изольде денег на жизнь, но и забрал из квартиры все более или менее дорогие вещи, в том числе еще не пропитые украшения Извицкой.себе новое развлечение.
В это время Изольда уже давно перестала сниматься, почти ничего не зарабатывала, да и красотой уже не блистала: в свои 30 с хвостиком она выглядела в два раза старше.
Это был страшный удар для психически неустойчивой психики актрисы и она снова взялась за выпивку. Извицкой уже никто не предлагал сниматься, но она все еще числилась в ведомости Театра киноактера, где ей продолжали начислять минимальную зарплату. Иногда ей удавалось продать что-то из своей скудной обстановки — то, что не поместилось в чемодан мужа, - пока в квартире не остались только старая кровать, стол с табуреткой и шкаф с выцветшими платьями и изъеденной молью каракулевой шубой.
Смотреть на себя в зеркало Изольда больше не могла.
Куда исчезли кудряшки, озорные искорки в глазах и ямочки на щечках?...
Раз в несколько дней Извицкая выбиралась в магазин — покупала чекушку и буханку хлеба, бережно прятала их в авоську и спешила в свою "берлогу", пока никто не видел. Черный хлеб она нарезала на кусочки и сушила сухари — на протяжении последних месяцев жизни это была единственная пища актрисы.
Она все понимала, но ничего не могла изменить.
Если кто-то из знакомых случайно оказывался в ее квартире, Изольда Васильевна опускала глаза: "Извините, меня недавно ограбили..."
А потом вдруг внезапно преображалась и уже совсем другим лихорадочным голосом предлагала: "А давайте выпьем?"
Друзья и коллеги старались ее поддержать. Деньги давать было бесполезно — все равно пропьет. Старались выбить из режиссеров приглашение для Извицкой в кино. Так в 1969 году актриса снялась в своем последнем фильме "Каждый вечер в одиннадцать".
Она стойко держала данное друзьям слово и во время съемок не брала в рот ни грамма спиртного. Но как только получила долгожданный гонорар, сорвалась в запой.
В конце февраля 1971 года Изольда Васильевна не пришла на репетицию спектакля "Слава", роль в котором из жалости так же выбили знакомые.
На телефонные звонки она не отвечала уже несколько дней подряд. Одна из соседок вспомнила, что у Бредуна остались ключи от квартиры, - позвонила ему и попросила прийти.
Подвыпивший и обеспокоенный Эдик тут же явился, но открыть замок не смог, в него изнутри был вставлен ключ. Заподозрили неладное и вызвали милицию.
Исхудалое тело Извицкой в выцветшем стеганом халатике лежало на полу в комнате, голова была обращена в сторону кухни. Рядом валялась вилка с наколотым на нее куском хлеба. Больше в доме не было никакой еды. На кухне стояла батарея пустых бутылок.
Бредун с воплями кинулся в сторону жены: "Набралась опять! Давай вставай! - но его оттащили.
В квартире стоял жуткий смрад, по некогда красивому лицу актрисы пошли трупные пятна, - видимо она пролежала как минимум здесь неделю.
Официальная биография актрисы гласит, что "она умерла от длительного голодания на фоне хронического алкоголизма".
Но правильно было бы сказать: покинула этот мир, не вынеся тоски и предательства. Ей было всего 38 лет.
Могила Изольды Извицкой находится на Востряковском кладбище.
Источник: "Звезды СССР" июль 2021 года. Татьяна Березина.
Спасибо, что заглянули на мой канал! Не забывайте подписываться, ставить лайки и писать комментарии!