Военно-Сухумская дорога – это самый короткий путь с Северного Кавказа к Черному морю. Трасса длинной 337 километров начинается в Черкесске (Россия), проходит через Клухорский перевал Главного Кавказского хребта и заканчивается в Сухуми (Абхазия). Эта дорога не так известна и не стала стратегически ценной как военно-грузинская дорога, но исторический потенциал у нее был не намного меньше.
Дорога известна еще с начала прошлого тысячелетия, через нее существовал караванный путь называемый «турецкой тропой», который выполняла задачу связи между народами, обитавшими по обе стороны Главного Кавказского хребта. Строительство дороги для колесного транспорта осуществилось еще в Царской России, началась стройка в 1894 году и закончилась в 1904-м. Дорога была проложена через Клухорский перевал, высотой 2781 метр. Проект подразумевал еще и строительство железной дороги, но планы перечеркнула революция и Первая Мировая война. Во время Великой Отечественной войны дорогу использовали для переброски военной техники и с 1946 года для движения автомобилей больше она не использовалась, хотя на советских картах она еще долго указывалась в качестве действующего шоссе
В советские времена по Военно-Сухумской дороге проходил всесоюзный туристический маршрут №43. Путевку, продолжительность которой составляла 20 дней, можно было получить через профсоюз предприятия или купить самостоятельно. Этот маршрут I категории сложности был доступен как для новичков, так и для опытных. Начинался маршрут с радиальных походов из поселка Теберда, далее туристов перевозили в поселок Домбай, откуда по Военно-Сухумской дороге они добирались до турбазы «Северный приют» в Гоначхирском ущелье, где ночевали, затем через Клухорский перевал одним днем проходили к турбазе «Южный приют» в Кодорском ущелье (она полностью исчезла в начале 1990-х годов) и заканчивали свой поход в городе Сухум. После вооруженного конфликта 1992 года между Абхазией и Грузией, дорогу закрыли, и пересечь границу по ней сейчас нельзя.
Начинается Военно-Сухумская дорога в 3-х километрах восточнее Сухума, перед мостом через речку Мачара.
откуда держит направление на север по правому берегу реки Мачары
По пути можно сделать несколько остановок, одна из них в кафе у водопада в горной теснине.
Еще одну у Ольгинских водопадов
После этого ровная комфортная дорога заканчивается
Местами дорога представляет собой вырубленную в скале ступеньку
По пути проезжаем несколько поселков, в Цабале расположена российская военная база. Здесь находится предупреждение. Как мы потом узнали, пропуска можно попробовать запросить в местном ФСБ в Сухуме, срок ожидания 30 дней и не факт, что разрешат, поэтому двигаемся до того момента, куда можно без пропусков.
Иногда вдруг встречаются ностальгические клочки советского асфальта, но они скорее портят путь и подвеску, чем радуют водителей.
Вдали виднеется Главный Кавказский хребет, нам по ущелью туда
Асфальт закончился, началась щебенка и каменный триал. Во время дождей дороги превращаются в ручьи
Проезжаем мост через реки Амткел и Джампал, которые являются притоками Кодора. Он возведен в 1970-е, на месте другого моста, железного, что построил здесь в начале XX века ростовский лесопромышленник Максимов.
Дальше дорога особенно раздолбана. Что интересно, ее можно пройти двумя способами, либо по прямой, вымощенную камнями, с резким подъемом, либо плавными зигзагами с остатками старого асфальта.
Следующее интересное место – Багадские скалы. Именно здесь дорога выходит к реке Кодори и Кодорскому ущелью. Отвесные скалы поднимаются вверх почти вертикально.
Очень живописное место!
Далее через скалы проходят два Багатских тоннеля, они в очень плохом состоянии и потихоньку осыпаются. Ехать жутковато.
Между тоннелями стоит абхазский КПП, далее на север только по спецпропускам.
Несмотря на свой мощный исторический и культурный потенциал, пока полное прохождение Военно-Сухумской дороги как на автомобиле, так и пешим походом останется туристической мечтой. Вопрос о восстановлении дороги, соединяющей Абхазию и Северный Кавказ, обсуждается на федеральном уровне с 2008 года. Для этого есть два возможных варианта постройки тоннеля, который минует Главный Кавказский хребет. Он может идти в Абхазию со стороны одного из курортов Карачаево-Черкесии, причем если он пойдет со стороны Теберды, его длина будет превышать 12 километров, а если со стороны Архыза, то длина составит около 4700 метров.
Не забываем ставить лайк и подписываться на мой канал: https://zen.yandex.ru/bepowerback
О моих актуальных поездках и приключениях можно прочитать в инстаграме: https://www.instagram.com/bepowerback/