Найти тему
Илья Duke

Почему Русь не подготовилась к монгольскому нашествию?

С монголо-татарскими войсками русские князья столкнулись впервые еще в 1223 году в битве на реке Калке. Само же нашествие Батыя на Русь началось лишь почти 15 лет спустя - в 1237-1238 годах. Почему же по прошествии целых 15 лет русские князья ничего не предприняли дабы отразить возможное нашествие? В этой статье я постараюсь ответить на этот вопрос.

На самом деле причин видится не одна, а сразу несколько. Рассмотрим их по порядку.

Слабая информированность о происходящем на востоке. Известный историк Карамзин писал в своем труде "Истории государства Российского":

"После несчастной Калкской битвы россияне лет шесть не слыхали о татарах, думая, что сей страшный народ, подобно древним обрам, как бы исчез в свете".

-2

Русский историк конца 19 – начала 20 вв. Дмитрий Иловайский более подробно характеризовал это настроение:

"Те же беспечность и самонадеянность, которые предшествовали Калкскому поражению, и последовали за ним. Бедствие это не нарушило обычного течения русской жизни и междукняжеских отношений с их мелкими распрями и спорами о волостях. Татары скрылись в степях, и русские думали, что случайно нагрянувшая гроза пронеслась мимо".

В битве на реке Калке русские князья сражались по сути не на своей территории. Монголо - татары же после битвы ушли не разграбив ни одного крупного города, т.е. непосредственно для русских земель серьезных последствий не наступило. Кто такие эти пришельцы откуда взялись и куда делись толком было неизвестно, что отражено и в летописях. И тут мы переходим плавно к следующему пункту.

-3

Осуждение русских князей за помощь половцам. Очевидно, что многие осуждали русских князей за помощь безбожным половцам, с которыми русские княжества часто сами воевали. Могло бытовать мнение, что погибшие князья сами виноваты в том, что вмешались в междоусобицы степняков и лишь зря погубили себя и своих воинов. Здесь сразу же возникает и третий пункт.

-4

Злорадство над половцами. Лаврентьевская летопись так говорит нам о событиях предшествующих Битве на реке Калке:

"Того же лета (1223) явились языци (т. е. иностранцы-язычники), их же никто добре ясно не весть, кто суть и отколе изошли, и какой язык их и которого они племени и какова вера их. И зовут их татары, а иные глаголют таумены (в другом месте таурмены), а другие называют их печенезами, а иные глаголют, яко они суть, о которых Мефодий Патарский епископ свидетельствует, что изошли из пустыни Етриевской меж востоком и севером... ... И мы слышали, что они многие страны попленили: Ясы, Обезы, Касоги и избили множество половец безбожных, а иных загнали, так что они измерли убиваемы гневом божиим и пречистой его матери, много бо зла сотворили ти окаяннии половцы Русской земле. Того ради всемилостивый бог, хотя погубити и наказати безбожных сынов Измайловых Куманов, послал татар отмстить кровь хрестьянскую, что и произошло над беззаконьными."

То есть монголы (или татары как их звали в русских летописях), по мнению летописца и видимо не только его, были карой господней для безбожных половцев и вроде как и поделом им. И тем более русским князьям не следовало бы вмешиваться в этот господний промысел, за что они и были наказаны. Тверская летопись тому подтверждение:

"Татары же повернули назад от реки Днепра, и мы не знаем, откуда они пришли и куда исчезли. Один только Бог знает, откуда привёл их за наши грехи, и за похвальбу и высокомерие великого князя Мстислава Романовича".

-5

Неверная оценка причин поражения в Битве на реке Калке. Если посмотреть некоторые описания битвы, то часто одной из основных причин поражения в ней указывается бегство половцев после столкновения с главными силами монгольского войска. Очень может быть, что в своем поражении выжившие русские воины винили именно ненадежных половецких союзников и вовсе не думали, что главной причиной стало отсутствие единоначалия в войске и согласованных действий отрядов всех участвующих в битве князей.

-6

Неверные представления об истинной цели захватчиков. Сталкиваясь со степняками до этих событий, русские князья привыкли к тому, что те лишь совершают набеги на их земли как правило не пытаясь там закрепиться. Соседние княжества таких же русичей они могли рассматривать даже как большую угрозу, чем степняков, т.к. частенько боле сильный князь стремился посадить своего ставленника на престол в соседнем княжестве сместив прежнего князя. Постоянные междоусобицы сместили таким образом акцент с внешней угрозы на боязнь своих же собственных соплеменников. С полномасштабным нашествием из степи с целью не грабежа, а именно завоевания и полного подчинения Русь еще не сталкивалась. Когда войско Батыя появилось на границах рязанского княжества, владимирский князь Юрий видимо ожидал, что очередные пришельцы из степи лишь разграбят его южного соседа и возможно даже не смогут взять Рязань, а до владимирских земель возможно и вовсе не дойдут. Пограбят и уйдут обратно в степь, как это делали всегда половцы. Поэтому помощь он послал лишь тогда, когда остатки рязанского войска отступили к Коломне. Если бы с самого начала Рязанские и Владимирские полки объединились, то они хоть и не смогли бы возможно одолеть монгольское войско, которое все равно превосходило их числом, но нанесли бы ему такой урон, что у монголов уже не оставалось бы ресурсов для похода вглубь северной Руси с одновременной осадой городов и грабежом окрестных земель. Объединение северных княжеств могло бы вообще поменять вектор монгольской агрессии и войско Батыя вполне могло бы сразу пойти на южную Русь и в Европу, миновав большую часть северных княжеств. Однако каждый князь стремился остаться в стороне пока уничтожали его соседа. Южные княжества вообще ничего не предприняли для поддержки своих северных соседей, а когда беда пришла к ним - уже некому было им помочь.

-7

Фатализм и суеверность. Нужно еще также понимать особенности того времени. Так или иначе, после захвата Батыем Волжской Булгарии должно было присутствовать ощущение надвигающейся угрозы. Но люди были кроме всего прочего суеверны и считали, что грозящую беду можно отвратить молитвой. Предшествующие нашествию, согласно летописям, в 1230 году заметное землетрясение на Русской равнине, а также мор годом спустя, вместе с ожидающимся нашествием неведомых захватчиков, а также появлением на небе кометы - якобы предвещавшей многоразличные беды - воспринимались тогдашним суеверным населением как кара господня за их грехи. Так что вполне возможно многие вместо того, чтобы заниматься приготовлениями к войне устраивали молебны и крестные хода. А как известно, если народ при виде врага вместо того чтобы браться за оружие начинает молиться - хорошего не жди. А поговорку "на бога надейся, а сам не плошай" тогда видимо еще не придумали...