Найти тему
ЛитАрт

Притягательный и таинственный образ "Сирени" М.А. Врубеля

Гуляя по залам Третьяковской галереи, замечаешь, что некоторые картины, будто магнитом притягивают посетителей. Порой даже сложно подступиться, так как многие полотна действительно надолго задерживают на себе взгляд. Можно часами стоять и разглядывать все детали. Попадая в зал М.А. Врубеля, сразу замечаешь, какая из картин является наиболее притягательной.

М.А. Врубель "Сирень" (1900г)
М.А. Врубель "Сирень" (1900г)

Картина "Сирень" (1900г). Перед нами густой, пышный, цветущий и благоухающий куст сирени, который занимает почти все пространство картины, даже кажется, что ему тесно и он пытается выбраться за пределы полотна, чтобы передать нежный, дивный, сладковатый запах весны. Картина собирает в себе множество оттенков белого, синего, лилового, фиолетового-излюбленная цветовая гамма художника, придающая всем полотнам из серии "ноктюрнов" (фр. nocturne-ночной) таинственность и загадочность.

Чтобы добиться объемной текстуры цветов и листьев, Врубель использовал мастихин. Благодаря данной технике, ему удалось создать впечатление, что гроздья сирени растут из глубины темного пространства, в котором можно заметить очертания девичьего силуэта, прячущегося в тени роскошных ветвей. Женский образ нарисован кистью, что придает ему более мягкую и гладкую форму.

Лунный свет позволяет рассмотреть расплывчатый силуэт девушки, в котором явно прослеживается что-то мистическое. Длинные темные волосы, ниспадающие густой волной по плечам, полностью скрывают фигуру и одеяние. Бледное, задумчивое лицо полуприкрыто ночными тенями. Девичий силуэт спокойно и безмятежно движется по холсту, скромно касаясь тонкими, безжизненными руками ярких, цветущих в полную силу и наполненных теплом света лиловых соцветий. Кто же изображен в образе девушки?

Мнения исследователей разнятся. Одни предполагают, что это и есть душа сирени в человеческом облике. Вторые считают, что картина перекликается с другой - "Пан" (1899г), написанной годом ранее.

М.А. Врубель "Пан" (1899г)
М.А. Врубель "Пан" (1899г)
В др.греч. мифологии Пан-покровитель пастухов и природы. На картинах его изображают в образе сатира, покрытого шерстью, с рогами и копытами.

Пан в интерпретации Врубеля больше похож на лешего: седовласый старец с взлохмаченной бородой, с серо-голубыми глазами, с морщинистым, но добрым лицом. В его образе нет ничего устрашающего, даже маленькие рога, покрытая шерстью нижняя часть туловища и копыта не вызывают ощущения, что это мифическое существо способно нагнетать "панический" ужас. Обратите внимание, что в правой руке Пан держит музыкальный атрибут пастушества-свирель.

Согласно легенде, одна из нимф по имени Сиринга, отвергла его любовь. Она долго убегала от сатира, который гнался за ней, пока преграда в виде реки не встала у нее на пути. Тогда нимфе пришлось попросить защиты у речных Богов, чтобы те ее спрятали. Речные божества услышали ее мольбы и превратили девушку в тростник. Подавленный горем Пан не желал расставаться со своей возлюбленной. Он срубил тростник и сделал из него свирель, которую назвал-Сиринга (лат. Syringa-сирень).

В заключении можно подвести итог, что картины М.А. Врубеля "Сирень" и "Пан" связаны единством мифологического сюжета.

Если вы дочитали эту статью до конца, не забудьте оценить, поставить лайк, написать комментарии и подписаться на канал.

Здесь вы можете прочитать другие статьи