Гуляя по залам Третьяковской галереи, замечаешь, что некоторые картины, будто магнитом притягивают посетителей. Порой даже сложно подступиться, так как многие полотна действительно надолго задерживают на себе взгляд. Можно часами стоять и разглядывать все детали. Попадая в зал М.А. Врубеля, сразу замечаешь, какая из картин является наиболее притягательной.
Картина "Сирень" (1900г). Перед нами густой, пышный, цветущий и благоухающий куст сирени, который занимает почти все пространство картины, даже кажется, что ему тесно и он пытается выбраться за пределы полотна, чтобы передать нежный, дивный, сладковатый запах весны. Картина собирает в себе множество оттенков белого, синего, лилового, фиолетового-излюбленная цветовая гамма художника, придающая всем полотнам из серии "ноктюрнов" (фр. nocturne-ночной) таинственность и загадочность.
Чтобы добиться объемной текстуры цветов и листьев, Врубель использовал мастихин. Благодаря данной технике, ему удалось создать впечатление, что гроздья сирени растут из глубины темного пространства, в котором можно заметить очертания девичьего силуэта, прячущегося в тени роскошных ветвей. Женский образ нарисован кистью, что придает ему более мягкую и гладкую форму.
Лунный свет позволяет рассмотреть расплывчатый силуэт девушки, в котором явно прослеживается что-то мистическое. Длинные темные волосы, ниспадающие густой волной по плечам, полностью скрывают фигуру и одеяние. Бледное, задумчивое лицо полуприкрыто ночными тенями. Девичий силуэт спокойно и безмятежно движется по холсту, скромно касаясь тонкими, безжизненными руками ярких, цветущих в полную силу и наполненных теплом света лиловых соцветий. Кто же изображен в образе девушки?
Мнения исследователей разнятся. Одни предполагают, что это и есть душа сирени в человеческом облике. Вторые считают, что картина перекликается с другой - "Пан" (1899г), написанной годом ранее.
В др.греч. мифологии Пан-покровитель пастухов и природы. На картинах его изображают в образе сатира, покрытого шерстью, с рогами и копытами.
Пан в интерпретации Врубеля больше похож на лешего: седовласый старец с взлохмаченной бородой, с серо-голубыми глазами, с морщинистым, но добрым лицом. В его образе нет ничего устрашающего, даже маленькие рога, покрытая шерстью нижняя часть туловища и копыта не вызывают ощущения, что это мифическое существо способно нагнетать "панический" ужас. Обратите внимание, что в правой руке Пан держит музыкальный атрибут пастушества-свирель.
Согласно легенде, одна из нимф по имени Сиринга, отвергла его любовь. Она долго убегала от сатира, который гнался за ней, пока преграда в виде реки не встала у нее на пути. Тогда нимфе пришлось попросить защиты у речных Богов, чтобы те ее спрятали. Речные божества услышали ее мольбы и превратили девушку в тростник. Подавленный горем Пан не желал расставаться со своей возлюбленной. Он срубил тростник и сделал из него свирель, которую назвал-Сиринга (лат. Syringa-сирень).
В заключении можно подвести итог, что картины М.А. Врубеля "Сирень" и "Пан" связаны единством мифологического сюжета.
Если вы дочитали эту статью до конца, не забудьте оценить, поставить лайк, написать комментарии и подписаться на канал.
Здесь вы можете прочитать другие статьи