Приветствую!
Сегодня расскажу вам про интересную железнодорожную ветку, которая связывает Вятку и Архангельскую область.
Есть на территории Кировской области железнодорожная линия Киров – Котлас, проходящая также по территории Вологодской и Архангельской областей и имеющая протяженность 382 километра. Фактически ветка берёт начало на станции Киров, но также на территории кировского железнодорожного узла к ней прилегает перегон Лянгасово – Матанцы.
КРАТКИЙ ОБЗОР ВЕТКИ.
Сама железнодорожная линия является неэлектрофицированной, и поезда по ней ходят под тепловозами.
Некоторое станции, располагающиеся на линии, являются узловыми, либо имеют подъездные пути, имеющими протяженное отдаление.
Вот список таких пунктов:
- Матанцы (ответвление на станцию Лянгасово и станцию Вятка);
- Киров-Котласский (ответвление на станцию Киров-Заводская);
- Гирсово (ответвление на станцию Слободское);
- Юрья (ответвление на ведомственную линию МО РФ, на этой ветке раньше находилась система полуавтоблокировки, нынче есть только маневровый светофор М1 на въезде в Юрью);
- Латышский (ответвление на ведомственную лесовозную ветку Латышский-Маромица-Речной)
- Альмеж (ответвление на подъездной лесопогрузочный путь в п. Заря);
- Панасюк (ответвление на станцию Подосиновец);
- Сусоловка (ответвление на Христофорово).
Практически вся линия снабжена полуавтоматической системой блокировки, а участки Киров – Киров-Котласский и Матанцы – Медянка имеют автоматическую систему блокировки, т.е. здесь присутствуют проходные светофоры.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЛИНИИ КИРОВ – КОТЛАС.
Ветка Киров – Котлас берет начало в XIX веке. Её открытие состоялось в 1899 году. Тогда она называлась Пермь-Котласская железная дорога, пока не было открыто движение поездов от нынешней станции Киров на запад, в сторону Шарьи и далее на Петербург.
Большая часть линии была построена усилиями заключенных Вятлага.
С момента строительства ветка является однопутной. До 1942 года линия являлась тупиковой и заканчивалась на станции Котлас. Затем Котлас из тупиковой станции превратился в узловую, открыв направления на Вельск и Микунь, далее на Воркуту.
ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ
Линия Киров – Котлас является транзитной веткой для грузовых поездов. Большая часть грузовых следует на узловую станцию Лянгасово, минуя Киров за счет перегона Матанцы – Лянгасово.
Движение пассажирских и пригородных поездов сегодня здесь неинтенсивное. Ежедневно по ветке поочередно ходят поезда дальнего следования Воркута – Адлер и Воркута – Нижний Новгород.
Также ежедневно из Кирова отправляются пригородные поезда Киров – Луза и Киров – Пинюг, в этих поездах вагоны плацкартного типа. Помимо них, с апреля по октябрь ходит сезонный пригородный поезд Киров – Великая, состоящий из тепловоза и нескольких прицепных вагонов от электропоезда ЭД9Т. На участке Пинюг-Луза-Христофорово ходит пригородный поезд, обслуживаемый рельсовым автобусом РА1.
Также есть пассажирское сообщение между Кировом и Подосиновцем засчет прицепного вагона Киров – Подосиновец, курсирующим под нумерацией поезда местного значения в составе поезда Адлер – Воркута, вагон отцепляется по станции Пинюг, и далее следует под тепловозом ЧМЭ3. Однако, в направлении Кирова вагон следует уже в составе пригородного поезда Луза – Киров, где также прицепляется по станции Пинюг.
ПРОФИЛЬ ПУТИ
На всём протяжении ветка имеет рельсошпальную решетку на железобетонных шпалах. На линии присутствует изобилие кривых участков. Множество кривых в давние времена служило для того, чтобы поездам под паровозной тягой было проще преодолевать крутые подъемы. С тех пор профиль стал немного ровнее, однако кривые и подъемы остались на своих местах.
Однако, котласскую линию может «переплюнуть» железнодорожная ветка Яр – Верхнекамская, где прямых участков пути практически нет, потому что там железная дорога строилась прямо на болотистой местности усилиями тех же узников Вятлага, и в отличие от котласской ветки, практически на всем протяжении лежит «на дереве».
Ну что ж, я немного рассказал вам про линию Киров – Котлас. Ну а если хотите узнать больше, то можете смело пробороздить просторы Интернета!
Спасибо, что дочитали! Не прощаюсь!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Информация для статьи частично взята с «Сайта о железной дороге».
Автор есть в социальных сетях: