В статье расскажу, как я обустроила кухонное пространство, обучила ребенка мерам безопасности, и как мы готовим вместе на примере пары рецептов.
Когда я смотрела на красивые обустроенные кухни, где ребенок 2-3 лет стоит в башне-помощнике и вместе с мамой готовит яблочный пирог или пиццу, раскладывает аккуратно кусочки колбаски, месит тесто...Так мило и так здорово, но не про нас с моим сыном.
На кухню 4 квадратных метра башня-помощник не влезет, а если все-таки запихнуть, то ребенок разгромит все на полках. Мило готовить яблочный пирог тоже не выйдет, он просто не слушается, месит все, расшвыривает, разливает.
Мне казалось, что совместное приготовление ужина с моим сыном, то ли алаликом, то ли аутенком (материнский инстинкт говорит, что алалия, психиатр настойчиво пишет аутизм), в придачу с СДВГ, просто невозможно.
Однако я обустроила кухонное пространство, обучила ребенка элементарным правилам безопасности, и дело пошло.
Обустраивание кухонного пространства.
Вот так выглядит рабочий стол моего сына.
Стол удобен по высоте. Ребенок никуда не упадет. Я готовлю рядом, острые ножи находятся вне его досягаемости.
Примеры занятий за столом:
1) различные переливашки из разных емкостей, вода в доступности в кулере рядом
2) снизу кастрюля с крупой, ящик с макаронами. Можно копаться, рассыпать и потом подметать, можно замешивать "каши и супы" - особенно любимое занятие
3) заваривание чая
4) игра с ситечками, пипетками
5) приготовление канапе из сыра и хлеба
6) нарезание перекуса себе (банан, груша)
Здесь главное дать интересные инструменты, а ребенок сам придумывает, как с этим играть. Я ничего не покупала, просто полазила по всем кухонным ящикам и набрала ему всякой утвари. А розовые чашки еще от двоюродной сестрички остались) Периодически что-то убираю и добавляю новое.
В целом за этим столом ребенок может играть минимум минут 10-20 вообще один, в это время я готовлю/убираюсь.
Безопасность на кухне
Для нарезания овощей у ребенка есть яйцерезка, а также обычный столовый нож. Этот нож здорово справляется с вареной картошкой, морковкой и яйцами, но при этом обрезаться им нереально.
"Можно нечаянно отвлечься и оставить кухонный нож в доступности у ребенка", читала я подобное в комментариях к одной из статей. Поэтому готовить с ребенком вместе опасно и лучше этого не делать. Здесь правило простое - нельзя нечаянно отвлечься. Как нельзя нечаянно отвлечься рядом с дорогой и допустить, чтобы ребенок выбежал под машину и в лучшем случае побежал под качели. Но при этом гулять с ребенком нужно.
"Опрокидывание кастрюли с горячим супом" - здесь все вообще элементарно просто. Готовлю на задних конфорках. Дотянуться до них ребенок просто не может.
На передних конфорках я могу спокойно жарить, после того, как обучила ребенка понятиям "горячий, можно обжечься".
Обучать этим понятиям нужно любого ребенка. Делается это не так "НЕЛЬЗЯ! НЕ трогай! Обожжешься". А только примером.
Нормотипичный ребенок может обобщить и здесь порой бывает достаточно показать на горячей батарее, горячей воде из под крана.
Мой сын хотел удостовериться, что именно на плите тоже горячее.
Здесь моделируем "обжигание". Сковородка довольно горячая, но не прям ужас-ужас. Ребенок тянется. Вы его предупреждаете: "Сковородка горячая. Ты можешь обжечься". Он продолжает тянуться и обжигается. Вы констатируете: "Да, горячая сковородка. Ты обжегся. Больно.". Приготовленный антисептик и холодная вода вам в помощь.
Нам потребовалось 2 повторения, теперь сын четко знает, что на плите стоят горячие сковородки и кастрюли и трогать руками их не стоит. Их не стоит трогать не потому, что мама запрещает, а потому что можно обжечься и он это прекрасно знает. А еще он знает, что мама не вредина, которая все запрещает, а реально может полезный совет дать и к ее словам стоит прислушиваться.
Бабушка говорит, что я "издеваюсь" над ребенком, что так нельзя. Может кому-то из читателей тоже так покажется. Попробую еще объяснить.
Знакомство с опасностями лучше начинать именно дома, где вы контролируете ситуацию. Я, например, уверена, что придя в гости мой ребенок не забежит на кухню и не опрокинет на себя кастрюлю с горячим супом. А сколько историй я читала, как дети получают ожоги. И они их получают не потому что аутисты, не потому что у них СДВГ, не потому что они балбесы непослушные, а потому что их не научили правильно. Есть такой замечательный инстинкт - инстинкт самосохранения, он конечно может быть притупленным, но он есть, есть у всех детей. Главное до него правильно достучаться.
Плюс рост доверия к словам мамы позволяет мне объяснять про другие опасности. Что нельзя выбегать на дорогу, нельзя прыгать из окна, ведь здесь уже безопасно не смоделируешь. Но мы отвлеклись немного от темы)
Пример совместного приготовления оливье.
Во время обеденного сна ребенка мою и закидываю варить овощи - 5 мин.
После сна и полдника идем готовить.
Сыну даю чистить яйца. Пока он их чистит сама чищу картошку и морковку - 5-7 мин.
Привожу в порядок очищенные сыном яйца - 2 мин
Приступаем к нарезанию. Для этого отлично подходит яйцерезка. - 15 мин
Я в это время нарезаю мясо или колбасу, а также немного ножиком подрезаю слишком крупные кусочки.
Далее сын солит из солонки, в которую я предварительно засыпаю щепотку соли и заправляет все майонезом. Перемешиваем - 5-10 мин.
Убрать все со стола и подмести - 5-7 мин.
Итого приготовление оливье у меня занимает около 30-40 мин самое большее. Ребенок при этом все время занят.
Сравниваем два варианта.
Вариант 1. Я готовлю салат одна. Ребенок в это время играет сам или смотрит мультики. Время на нарезку - 15-20 мин. Салат нарезан ровно и красиво. На кухне чистота и порядок. Далее я иду заниматься с ребенком: показываю карточки с картинками овощей и разучиваю их названия, далее мы лепим, развивая мелкую моторику, играем в магазин и закрепляем названия овощей на пластмассовых копиях.
Вариант 2. Мы готовим салат вместе. Время приготовления - 30-40 мин. Салат нарезан криво и косо. Пол грязный, стол грязный, грязной посуды больше в два раза. Ребенок в процессе приготовления познакомился с овощами, потрогал их, понюхал и даже может попробовал на вкус (очень актуально для малоежек). Поразвивал мелкую моторику, очищая яйца и орудуя яйцерезкой. "Подкачал мышцы" выдавливая майонез и перемешивая салат. Помимо овощей мы разучили названия кухонной утвари. Учили прилагательные (вареное яйцо скользкое, морковка оранжевая, нож острый) и глаголы (режешь, солишь, чистишь, мешаешь), учились выполнять простые инструкции (подай мне нож, держи соль, высыпай, нарезай), приучались к порядку (протри тряпочкой лужу, давай подметем вместе, что просыпал, поставь грязную тарелку в раковину). А на ужин съели самый вкусный салат оливье, который приготовил ваш трехлетний ребенок. Все домашние его похвалили, повосторгались, как все отлично нарезано, что здорово подняло самооценку ребенка.
Какой вариант выбрать? Решать вам.
Собираю пожертвования на коррекционные занятия для своего сына здесь, буду благодарна за любую помощь, ваши 10 рублей - еще один дополнительный шанс заговорить ребенку и жить полноценной жизнью.