Найти тему

Как президент Президенту

Оглавление

Обещал подвести итоги уходящего сезона во МХАТе имени Горького. Чуть позже сделаю это обязательно.

А пока об одном занятном тексте, тоже связанном с этим театром и опубликованном в «Аргументах недели». Вот его начало.

«Дорогой Владимир Владимирович! Без Вашего участия восстановить то, что называлось МХАТ имени Горького, невозможно (...). Я решилась на просьбу».

Судя по первым строкам, перед нами пример старинного жанра под названием «письмо вождю». Пусть не смущает нас форма обращения к адресату. Вместо «Дорогой Владимир Владимирович!» могло быть написано: «Господин Президент!», «Товарищ Верховный Главнокомандующий» или даже: «Ваше Императорское Величество!» Письмо должен прочесть (или о нём услышать) не тот реальный человек, что занимает высший пост в государстве, а мифический верховный правитель и жрец. Только он способен сокрушить врагов и супостатов – как пишет автор письма, «срочно надо изгнать торгашей из нашего Театра». Но кто эти торгаши и чем они торгуют в храме искусства? Вероятно, площадями – «фойе, коридоры, лестницы. Сдаётся помещение кому захочется и для чего захочется».

Не меньшую опасность для театра представляют «бездари». Они упоминаются трижды: «бездарный худрук», «бездари, которые не репетировали с Валерием Беляковичем», но играют в поставленном им спектакле «Мастер и Маргарита» и «бездарные новые исполнительницы» - те, что «искорёжили» спектакль «Три сестры». А вот «талантливые артисты» - их меньше, в отличие от «бездарей», они упомянуты всего два раза – «выгнаны».

Кто же тогда выходит на сцену? Ведь сценическое пространство расширилось, «вместо двух сцен – 12!!!» Но автора письма это совсем не радует: «новые пришедшие играют вне какой-либо школы и несовместимы с «горьковцами». Позвольте, ведь лучшие «горьковцы» выгнаны, а те, что остались, вероятно, по уровню мастерства недалеко ушли от «бездарей». О какой же несовместимости тут можно говорить?

Не будем требовать от автора верности логике – сам жанр её не предполагает.

Автору нужно быстро нагнать ужасу: «от нашего горьковского МХАТа не останется даже и воспоминаний», творятся «наступательные безобразия», «всё поглотит хулиганский, извращённый, пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган».

А теперь вспомним: в минувшем сезоне во МХАТе имени Горького прошло пятнадцать премьер. Чтобы делать такие далеко идущие выводы о судьбе театра автор письма, вероятно, видел все премьерные спектакли?

Нет.

Значит, был хотя бы на половине премьер?

Нет.

Ну, хотя бы на трети премьерных спектаклей появился в зале?

И снова – нет.

За последние два с половиной года автор письма ни разу не был во МХАТе. Ни разу!

Откуда же он может судить о текущем репертуаре? Давать оценки, кто талантлив, а кто бездарь?

Как в старом анекдоте: «Рабинович напел».

Кто же этот околомхатовский Рабинович?

Догадаться нетрудно. Вот как оценивает автор письма репертуарную политику нового руководства: «"На дне" – интереснейший, решённый неповторимо, с ассоциациями, с блестящим решением главного героя – снят с репертуара! Вычеркнуты из репертуара пьесы Островского. Талантливые современные пьесы Полякова, которые так полюбил зритель, тоже сняты».

Вряд ли Горький и Островский, будучи вне нашего материального мира, сильно опечалены, что их пьесы не идут на сцене одного из самых вместительных московских театров. Кто же остаётся? Драматург, написавший «талантливые современные пьесы»?

И напоследок – об авторстве письма. В редакции уверяют, что оно написано Народной артисткой Советского Союза, президентом театра Татьяной Васильевной Дорониной.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь российского Президента официально заявил, что в Кремле письма Дорониной не получали, По словам Пескова, это тема Министерства культуры. Как сказал официальный представитель Кремля, «ещё вопрос, сама Доронина видела эти спектакли или не видела». Кроме того, Песков пояснил, что через СМИ письма президенту не присылают.