Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как парагвайские каноэ брали на абордаж бразильские броненосцы и другие чудеса парагвайской войны

Почему же так получилось, ведь по сравнению со своими соседями Парагвай развивался гораздо энергичнее и мог вскоре претендовать на звание самой развитой страны региона? География всему виной. Внешнюю торговлю можно было осуществлять только по реке Парана, проходившей по территории Аргентины, которая в любой момент могла этот путь перекрыть, да и без того придушивала таможенными пошлинами.

Это было одной из причин политики изоляционизма и опоры на собственное производство, нечто вроде тогдашнего чучхе. И в рамках этой политики Парагвай вообще не брал иностранных кредитов, зато активно привлекал иностранных специалистов для развития своей экономики. Много пишут о диктатуре в тогдашнем Парагвае, но мало о том, что ещё в 1845 году американец Гопкинс сообщил правительству США, что в Парагвае «нет ни одного ребёнка, не умеющего читать и писать».

Чугунолитейный завод La Rosada в Ybycuí был построен в 1854 году во время правления Карлоса Антонио Лопеса английским инженером Уильямом Уайтхедом, Был одним из первых в Латинской Америке. Это место подверглось бомбардировке союзными войсками во время Великой войны

Но не будем отвлекаться. Любому трезвомыслящему главе Парагвая было ясно, что без независимого выхода к морю никак не обойтись, и добыть его можно было только прорубив проход через Бразилию. А вот без флота тут никак не обойтись. Парагвай располагал собственными верфями, где строил военные корабли, но нужны были такие, какие создать он пока был не в состоянии, отсутствовало производство броневых плит. Поэтому были заказаны 4 монитора в Англии и ещё 2 во Франции.

Они должны были поступить в 1865-66 годах. Если бы этот план реализовался, то чисто сухопутный и весьма далекий от морей Парагвай превратился бы в сильнейшую военно-морскую державу Латинской Америки, да и всего Южного полушария. Однако в октябре 1864 года бразильские войска вторглись в Уругвай с целью привести к власти лояльное правительство. Уругвай обратился за помощью к Парагваю. Но Аргентина воспротивилась проходу парагвайских войск по реке Парана. Парагвайцам пришлось объявить войну и Бразилии и Аргентине.

Зачем это было нужно Парагваю? Всё же надеялись с помощью Уругвая получить выход к морю. Но союзникам удалось сменить в Уругвае власть, и тот тут же объявил войну Парагваю. Парана была заблокирована бразильцами с самого начала. Получить заказанные мониторы стало нереально, Парагвай отказался от своих заказов. И Бразилия, получив на грабительских условиях кредиты у англичан, выкупила их все.

На снимке прибытие в Рио-де-Жанейро монитора «Bahia», бывшего парагвайской "Минервой":

-2

Порт Рио тогда выглядел так:

-3

Но на верфях строились и свои военные пароходы:

-4

Что же это был за флот? Вот с какой нескрываемой насмешкой описывает его англичанин Х.Вильсон: Бразильский флот в начале 1865 г. состоял из 40 деревянных пароходов с артиллерийским вооружением примерно в 250 орудий. К ним в течение войны было присоединено 20 небольших броненосцев. Аргентинский союз не имел никакого флота, кроме двух гнилых речных пароходов. ...Бразильский флот покинул Рио-де-Жанейро в начале 1865 г. и отправился в Монтевидео. Ни его офицеры, ни матросы не проявляли никакого желания сражаться. Действительно, главным желанием всех, начиная с командующего флотом адмирала Тамандаре, было как можно дольше не встречаться с парагвайцами. При выходе из Буэнос-Айреса всеобщее состояние было весьма подавленным, так как иностранные офицеры даже заключали пари (и бразильцы могли это слышать), что ни люди, ни корабли не вернутся. Этот достойный флот потратил 42 дня на переход от Буэнос-Айреса до передовой линии, причем расстояние между ними было всего несколько сот миль по удобной для плавания реке Паране.

10 июня бразильские корабли стали на якоря у впадения в Парану реки Риачуэло. Никакой разведки вдоль реки не проводилось, команды ночевали на берегу. В этих условиях парагвайцы решили нанести удар и вывести эти корабли из войны. Места там такие, что кто владеет реками, то владеет стратегической инициативой.

По количеству кораблей силы были примерно равны, но сыграло свою роль качество. И ошибка, допущенная парагвайцами. Вместо того, чтобы под покровом ночи захватывать корабли противника, они начали обстрел лагеря на берегу. Часть бразильских команд вернулась на свои мониторы и открыла огонь. Деревянные корпуса парагвайских пароходов легко пробивались, котлы их машин выходили из строя один за другим. А кроме того, бразильцы стали таранить парагвайцев бронированными корпусами мониторов.

Потери парагвайцев достигали четыре парохода и семь барж, около 350 человек, тогда как бразильцы, как сообщалось, кроме двух пароходов потеряли около 100 человек. Четыре парагвайских парохода, находившихся еще на ходу, наконец удалились, а бразильцы, имевшие семь гораздо лучших единиц, дали им уйти. Но это был конец парагвайского флота, как реальной силы, а в итоге и поражение во всей войне.

Хотя закончилась она только в 1870 году. Парагвай упорно сопротивлялся и даже предпринимал попытки взять реванш. Так выглядели мониторы бразильской постройки:

-5

Бронированные корабли сильно досаждали береговым укреплениям парагвайцев, хотя укрепления Хумаито бразильцы со своими мониторами не могли взять более двух лет, что дало повод называть его парагвайским Севастополем. Парагвайцами были предприняты две попытки захватить эти корабли.

Вильсон описывает это так: 1 марта 1868 года парагвайцами осуществлено замечательно смелое нападение на бразильские броненосцы близ Хумаиты. Нападение это предприняли 24 каноэ, в каждой из которых было по 12 парагвайцев, вооруженных холодным оружием и ручными гранатами. Два броненосца, «Хербал» и «Кабрал», были взяты на абордаж, и большая часть их экипажей, спавших на палубах, была перебита. Остальные заперлись внутри кораблей, и два других броненосца, услышав пальбу, подошли и очистили палубы взятых на абордаж кораблей картечью и гранатами, убивая бразильцев наравне с парагвайцами, но спасая броненосцы от захвата. Точно такая же попытка была сделана 10 мая для того, чтобы напасть врасплох на «Барросо» и «Рио Гранде». Лодок, как и прежде, было 24. Попытка парагвайцев чуть было не увенчалась успехом, и если бы они напали на корабли одновременно, то почти нет сомнения, что они бы их захватили. «Рио Гранде» был взят на абордаж первым, большая часть экипажа — перебита, а остальные заперлись внутри. Пока парагвайцы старались взломать решетки, закрывавшие люки, подошел «Барросо» и перебил картечью всех, находившихся на палубе «Рио Гранде».

-6

Возможно, если бы парагвайцы поставили перед собой более скромную цель – не захватить, а заминировать и взорвать корабли, то они смогли бы ее достичь, нанеся бразильскому флоту тяжелый урон.  

В итоге война была проиграна. Уничтожено 90% парагвайских мужчин всех возрастов, полностью ликвидирована промышленность, территория уменьшилась почти наполовину, оставшиеся земли в основном скуплены аргентинцами.

Выиграла от войны Британия и стоящие за ней банки. Главные державы Латинской Америки — Аргентина и Бразилия оказались в финансовой зависимости, взяв в долг огромные суммы. Возможности, которые открывал парагвайский эксперимент, были уничтожены. Рынок страны был открыт для английских товаров, а новое правительство впервые взяло иностранный кредит на 1 млн. фунтов стерлингов.

Теперь Парагвай скромное государство, занимавшее в 2019 году только 92 место по размеру ВВП на душу населения.

А здесь другая война парагвайцев, выигранная не без помощи флота:

Как два корабля и русский капитан 1 ранга помогли победить в войне двух сухопутных государств.

Другие сражения латиноамериканских флотов:

Отчаянные схватки южноамериканских флотов - звенья якорь-цепей вместо ядер, речные лодки против кораблей

...............................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь