Мы продолжаем освещение процесса строительства метро чуть шире и подробнее, нежели официальные источники. В этом выпуске нашего ежемесячного дайджеста мы расскажем об основных новостях метростроения Москвы за первый летний месяц 2021 года.
Традиционно в этом выпуске мы приводим лишь ключевые, на наш взгляд, события за прошедший месяц. Новость по каждой конкретной строящейся станции можно найти в нашем сообществе по поиску записей на стене.
Восточный участок Большой Кольцевой линии:
- Обновлены данные по проходкам двухпутных тоннелей перегонов «Печатники» - «Корабельная» (ТПМК „Виктория“) и «Корабельная» - «Кленовый Бульвар» (ТПМК „Лилия“) и однопутных тоннелей перегона «Каширская» - «Кленовый Бульвар» (ТПМК „Елена“ и ТПМК „Ольга“).
Продолжается работ в торце площадки строительства оборотных тупиков станционного комплекса «Кленовый Бульвар» Большой Кольцевой линии.
Пока "Лилия" стремительно приближается к точке выхода, здесь только набирает обороты этап раскрытия котлована. Осложняют работы обводненные грунты. Это означает, что, скорее всего, к подходу щита камера готова не будет и "Лилии" придется подождать у торцевой стены (на снимках она справа).
- Завершено раскрытие (выемка грунта) монтажно-демонтажной камере на проспекте Андропова (перегон «Кленовый Бульвар» - «Каширская» Большой Кольцевой линии
В этом котловане будет построен "раструб": тоннель с двухпутного, идущего от «Кленового Бульвара» (диаметром 10 метров), здесь будет расходиться на два однопутных до «Каширской» (по 6 метров)
- Завершено строительство основных конструкций электродепо «Нижегородское» (ТЧ-21).
Большую Кольцевую линию будут обслуживать 3 депо: строящееся "Нижегородское" на востоке, реконструируемое "Замоскворецкое" на юге и "Аминьевское" на западе, к строительству которого приступят в ближайшее время.
Завершается строительство служебных соединительных ветвей (ССВ), идущих от камеры съездов за станцией «Нижегородская».
На фото - портал: в этом месте пути выходят из-под земли на поверхность, следуют под Нижегородской эстакадой и далее в наземном исполнении к корпусу строящегося депо.
Видеообзор:
Северо-Восточный участок Большой Кольцевой линии:
- Пересадка «Электрозаводская» БКЛ -> «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии
Наконец, мы получили данные о ходе строительства пересадки:
Продолжается строительство пересадки закрытым способом. На середину июня пройдено 40 метров правого ходка переходного коридора и около 30 метров левого. После установки около 20 рам (20 метров) дальше предстоит собрать 40 колец (диаметром 9 метров) - уже непосредственно на сопряжении с центральным залом станции Арбатско-Покровской линии.
Процесс идет небыстро - проходку разрешено вести только в ночное время в связи с близостью проводимых работ к действующему тоннелю Арбатско-Покровской линии.
По завершении проходки предстоит выполнить бетонирование и гидроизоляцию основных конструкций. Завершить основные работы планируется до конца года, а открытие пересадки для пассажиров состоится уже в следующем.
Кадры проходки ходков:
- Завершилось расширение левого станционного тоннеля на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
«После механизированной щитовой проходки, соединившей перегонами самый глубокий участок БКЛ от «Савёловской» до «Рижской», метростроевцы в зоне расположения будущих станций выполнили переборку боковых пилот-тоннелей диаметром от шести до восьми с половиной метров», – сказал Андрей Бочкарёв.
По его словам, это сечение станционных тоннелей платформенного участка определяется согласно требованиям по обеспечению безопасности, удобства и конструктивными особенностями станций пилонного типа глубокого заложения.
Генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков отметил, что за восемь месяцев было установлено 260 колец – это 195 метров.
«Откатка разработанной породы и спуск чугунных тюбингов осуществлялись через шахтный ствол. Максимальная суточная проходимость составляла до 300 вагонеток. Далее предстоит демонтировать спецтехнику и приступить к гидроизоляции левого тоннеля. Продолжаются работы по раскрытию проемов между центральным и двумя боковыми залами. Четыре из 22 запроектированных готовы», – добавил Сергей Жуков.
Параллельно обретает черты единственный наземный вестибюль, расположенный между 4-м и 5-м проездами Марьиной Рощи. Ведется внешняя облицовка павильона и монтаж инженерных систем.
- На станции «Сокольники» Большой Кольцевой линии началось возведение основных конструкций первого входного павильона станции, совмещенного с лифтовым павильоном (к Сокольническому переулку, ТЦ "Русское Раздолье").
Продолжается строительство выхода и из северного вестибюля. Ведутся работы по монолиту лестничного схода выхода к парку "Сокольники":
Пусковые участки (Южный, Юго-Западный, Западный) Большой Кольцевой и Троицкая линия:
28 июня в связи с сильным ливнем произошло подтопление нескольких объектов метрополитена. Пострадали не только действующие станции Московского метрополитена, но и строящиеся, поскольку насосы водоотливных установок на них еще не подключены:
Готовность станций «Каховская», «Зюзино», «Калужская», «Новаторская» в цифрах: здесь
- Завершен монтаж дизайнерского потолка на станции «Калужская» («Воронцовская»):
Потолок собирают из алюминиевых круглых элементов диаметром 25 см, выполненных из анодированного шлифованного алюминия. В алюминиевые элементы вмонтируют точечные светильники, которые создадут поток света, напоминающий «Млечный путь». Всего применено 11 616 штук «тарелок».
Готовность станций Юго-Западного участка БКЛ («Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевская») по всем видам работ: здесь.
Готовность станций Западного участка БКЛ («Давыдково», «Кунцевская», «Терехово»): здесь.
Началась отделка станции «Давыдково»:
Продолжается отделка станции «Терехово»; подключен первый светильник; изготовлен пробный вариант названия станции, буквы которого будут выполнены из дуба. На поверхности завершается сборка каркаса павильона выхода №3 - первого из 4.
- [БКЛ] В электродепо «Замоскворецкое» началось строительство парково-подъездных путей к новым служебно-соединительным ветвям (далее - ССВ).
Более подробно об этом объекте: здесь
- [БКЛ] Обновлены данные по проходке ССВ №4 из электродепо «Замоскворецкое». Кстати, в проект новой пары ССВ в очередной раз внесли изменения - в целях оптимизации сроков запуска пускового участка, ТПМК „Марина“ будет демонтироваться не в котловане камер съездов, а в отдельной демонтажной камере, расположенной в непосредственной близости к котловану камер съездов на Чонгарском Бульваре.
- [БКЛ] В ССВ №3 из электродепо «Замоскворецкое» тем временем уже завершён монтаж верхнего строения пути.
Также работы по ВСП завершены в одной из старых ССВ.
- [БКЛ] Готовится старт проходки ССВ №3 в электродепо «Аминьевское».
- [ТНЛ] Началось освоение площадки №3 „Академического“ участка (притоннельное сооружение водоотливная установка перегона «Вавиловская» - «Академическая»).
- [ТНЛ] Приступили к раскрытию котлована технологической сбойки перегона «Новаторская» - «Университет Дружбы Народов».
Троицкая линия:
- На площадке станции с рабочим названием «Самбо-70» завершён демонтаж ТПМК S-791 „Виктория“.
- Завершается раскрытие котлована платформенной части станционного комплекса «Коммунарка». В котловане оборотных тупиков тем временем завершаются монолитные работы.
Солнцевская линия
- Станция «Внуково» Солнцевской линии
На площадке станционного комплекса в южной части продолжается разработка котлована, завершены работы по прокладке действующих на том участке коммуникаций сквозь готовую стену в грунте и устройству подвесов.
В средней части ведутся монолитные работы, идёт армирование и бетонирование лотка и стен станции.
В северной части строительной площадки продолжается стартовавший год назад вынос коммуникаций за пределы пятна застройки. Возобновлены работы по устройству форшахты, ведется подготовка к началу устройства стены в грунте и пригруза торцевой части котлована, в местах будущего выхода щитов ТПМК со стороны Ликовского метромоста и станции «Пыхтино».
Рублëво-Архангельская линия и МЦД D2:
- [РАЛ] Обновлены данные по проходке первого перегонного тоннеля «Народное Ополчение» - «Звенигородская».
- [D2] Открыта станция «Щукинская», временно эксплуатируемая в составе МЦД станция «Покровское-Стрешнево» выведена из эксплуатации.
Люблинско-Дмитровская линия:
- Обновлены данные по проходкам перегонных тоннелей от «Яхромской» до «Лианозово» (ТПМК „Клавдия“) и от «Лианозово» до «Физтеха» (ТПМК „Ирина“ и ТПМК „Татьяна“).
Начались активные работы по устройству стены в грунте (ограждения котлована) станции конечной станции Люблинско-Дмитровской линии «Физтех» («Посëлок Северный»):
Таким был июнь 2021 года в истории столичного метростроения. Спасибо за внимание!
Ссылки на источники всех использованных материалов, а также больше новостей о развитии Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk