О диспраксии в общих чертах я уже писала здесь. Однако на её речевых разновидностях подробно не останавливалась. В этой статье сия несправедливость будет ликвидирована.
Артикуляционная диспраксия - это невозможность совершить верную последовательность движений ртом, чтобы произнести желаемое слово или фразу.
В норме мы даже не задумываемся как произнести какое-нибудь слово, например, "ванна". Это делается легко и на автомате, хотя если вы намеренно пронаблюдаете за собой, то заметите, что рот совершил уйму движений, сменив несколько артикуляционных позиций. Диспраксики эти движения замечают потому, что им "не дана" автоматическая легкость произношения - они вынуждены делать усилия и контролировать артикуляцию, чтобы говорить правильно.
Артикуляционную диспраксию часто ставят детям, которые не очень-то и похожи между собой по речевым нарушениям. Из-за этого родители несколько путаются, мол, а точно ли это оно? Но на самом деле артикуляционных диспраксий две - кинетическая (эфферентная) и кинестетическая (афферентная).
Эфферентная проистекает из нарушений в области Брока в лобной доле, а афферентная вызывается проблемами в нижних отделах теменной доли. Симптоматика, соответственно, у них тоже разная.
Эфферентная диспраксия может существовать как отдельное речевое расстройство или сопутствовать моторной алалии. Чтобы её диагностировать, достаточно обратиться к опытному логопеду, но какие-то её черты родитель может заметить и сам.
Самый яркий момент - речевым "потолком" ребёнка старше 3 лет долго остаются первые слоги слов ("си, сии" - может значить синий, синица, самокат и т.д. в зависимости от контекста) + может быть несколько полноценных слов, объединенных общей чертой - они все состоят из одинаковых слогов: "мама", "папа", "баба" и т.д. Если слоги в слове разные, ребенок его выговорить не сможет. Например, слово "киса" будет мучительно произноситься как "Ки...Ки...Ки..." и всё.
Связано это с тем, что ребенок "застревает" на позе начального слога и не может переключиться на следующий. В будущем это может привести к речевой персеверации - устойчивому повторению последних слов и букв, когда ребенок формулирует мысль. Выглядит это примерно так: "Я пошел... Пошел... Шел...л... на кухню!"
Нарушение серьезно затрагивает слоговую структуру - диспраксики могут, не имея алалии или других ТНР, кособочить слова и переставлять в них слоги.
Спасает тут артикуляционная гимнастика, улучшающая владение мышцами рта, и произношение слогов на некотором расстоянии, например, слово "вода" мы с сыном учили так: "ВО *ждём 1-2 секунды* ДА" + дополнительно сопровождали речь хлопками на каждый слог - движения руками и хлопок служили дополнительным "костылём". Постепенно начинали обходиться без хлопков, уменьшали и совсем убирали паузы.
Испугались, что так прям каждое слово придется учить? Спешу сообщить, что нет - просто ребенку какое-то время нужна помощь, но постепенно беглое переключение перекидывается на всю речь. Трудности будут - у меня Лёва в свои почти 7 лет все равно любит переставлять слоги, но это касается уже довольно тяжёлых слов, типа "аттракцион", "аплодисменты" и т.д.
Помимо речи, эфферентная диспраксия нередко затрагивает мелкую моторику. У таких детей могут быть неуклюжие тонкие движения кистей, пальцев. Если замечаете подобное за ребёнком, обязательно прорабатывайте (лепкой, мозаиками, пальчиковой гимнастикой и прочим) - тоже поможет в борьбе за речь.
Куда реже встречается афферентная диспраксия (находила статистику, что на одного такого диспраксика приходится 5-6 детей с эфферентной диспраксией).
Это одно из самых сложных речевых расстройств, которое может привести к моторной алалии без вовлечения области Брока (афферентной моторной алалии, а у взрослых, соответственно, афазии). Здесь ребенок не то что слоги не может произнести - он вообще словно не управляет своим ртом, не чувствует его.
Речь, если и есть, то только в виде выученных, коротких, часто употребимых слов/фраз. Незнакомые слова сильно искажаются за счёт замены в них звуков на похожие. К примеру, какая-нибудь "муфта" будет произнесена как "новда" и догадывайся, что это значит.
Характерен своеобразный поиск позы, чтобы сказать правильный звук - ребенок хаотично шевелит губами и языком, словно пытается понять, как выговорить. Из-за искажённого произношения вторично развивается нарушение фонематического слуха - малыш неправильно соотносит движения рта и произносимые им звуки. Впоследствии это может привести к дисграфии и дислексии.
Афферентная диспраксия редко ходит одна. При ней часты другие виды диспраксий (одевания, конструирования). Могут быть разные нарушения сенсорного плана. Все они родом оттуда же - из дефицитной теменной доли, в которой лежит центр чувствительности, понимающий, где у нас какая часть тела находится, в каком она состоянии и посылающий об этом сигналы в другие отделы мозга для уточнения движений и программы действия. При диспраксии другие отделы мозга получают, соответственно, неверные сигналы от теменной доли, отдают неверный ответ и мы имеем то, что имеем.
Коррекция этого нарушения сложнее и дольше. Обычно легче вызвать речь у таких детей через распевки песенок, отбивание ритма, чем напрямую пытаться насиловать каким-нибудь "скажи/повтори".
Впоследствии звуки закрепляются через многократное и многостороннее усвоение символа звука (при помощи дактильных знаков, выписывание и раскрашивание букв, их узнавание наощупь), артикуляционную гимнастику.
Также, показана работа с проприоцепцией - равновесием, плавностью движений. Такие методы позволяют эффективно стимулировать теменную долю и помогать ей дозревать, облегчая развитие речи.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)