На этой любительской фотографии два молодых парня на палубе теплохода «Россия». Тот самый, легендарный, популярный в пятидесятые, сейчас уже почти забытый. Еще учась в школе, молодые художники за зиму заработали графикой немного денег и летом совершили "шикарное" путешествие на дизель-электроходе, бывшем в ту пору, как бы сказали сейчас "трендовым". Правда билеты были самые дешевые — палубные (спали не в каюте, а на палубе в шезлонге), но молодым людям хотелось "стиля" ( сейчас бы сказали "главное - хайпануть").
Тельняшка и простые белые брюки — это была самая дешевая одежда. Но как стильно смотрится по сей день!
Пятидесятые годы. Посмотрите на реакцию ребенка слева на фотографии выше. Увидел стилягу! Так называемые «узкие брюки»,( видели бы они нынешние узкие брюки). Но главное - «гавайская рубашка». Именно такие рубашки вызывали главный протест общества. Настоящие «люди стиля» как правило не носили уж слишком вульгарных «кричащих» рубашек с пальмами и попугаями. Все же я не сразу поняла, почему именно эти скромные рубашки вызывали такую ненависть. Да ведь набивной хлопок!!! Это была женская ткань! Мужчинам полагалось носить рубашки однотонные, в крайнем случае в полосочку или клетчатые ковбойки. К тому же гавайские рубашки носили навыпуск. Это был полный разрыв шаблона. Советским людям было трудно привыкнуть к такому новшеству. Ведь мужская мода была очень консервативна и не изменялась десятилетиями.
Уже к 60-м годам гавайские рубашки стали как бы опознавательным знаком стиляг. А потом произошло неожиданное. Гавайские рубашки перестали быть одеждой «только для стиляг». Летом их стали носить многие мужчины в СССР, потому что рубашки действительно были очень удобными и шили их из натуральных тканей. На кадре из фильма «Ход конем» 1962, стиляги, конечно же, отрицательные персонажи . Но их рубашки уже не кажутся нам такими страшными. Обычные летние рубашечки неброских тонов и симпатичного рисунка. Их можно было носить «навыпуск» как у персонажа в более яркой рубашке с красным рисунком. А третий персонаж еще интереснее — у него рубашка завязана узлом на поясе. Кстати, сравните невыносимую яркость этого клетчатого пиджака, выпуска 1962 года, с теми которые носят герои фильма «Стиляги» 2008 года.
Вот такой летний ансамбль предлагал мужчинам американский журнал в 1957 году. В таком костюме в СССР не каждый решился бы гулять. Хотя, сам по себе отличный комплект.
Стиляг обвиняли среди прочего и в том, что они держатся слишком свободно, даже развязно. Критиковали их за вызывающие позы. В свою очередь стиляги смеялись над этими обвинениями. Эта фотография безусловно шуточная, пародийная и долго в такой «развязной» позе не просидишь, даже в молодости. Конечно, фотография сделана не в общественном месте, а на дачном участке. Кроме провокационной позы можно обратить внимание на очки от солнца, которые тоже стали знаком стиля. Ну и конечно полосатые носки. Носки «люди стиля» носили обязательно длинные, чтобы не видно было резинки и голой ноги (это считалось очень неприличным).
Если не смотреть на преувеличенно нелепые ботинки, то костюм сына даже на юмористическом рисунке не выглядит таким уж смешным. А теперь посмотрите как выглядели, полуботинки на толстой каучуковой подошве в действительности.
Ну не так уж страшно выглядит эта толстая каучуковая подошва. Ботинки были еще и очень удобные - не промокали в дождь. Почему это так сильно раздражало некоторых граждан, сейчас трудно понять Так что если увидите на старой фотографии такие ботинки- на каучуковой подошве -это точно стиляга в первой половине 50-х. А потом советская промышленность научилась делать ботинки на каучуковой подошве а также на « микропорке»(это черная толстая подошва из микропористой резины). Их стали носить многие. Обратите внимание — носки такие длинные, что даже в таком положении не видно резинку и голую ногу, как и положено по всем правилам хорошего тона. Почему-то это тоже вызывало протест консервативно настроенных граждан.
На фотографии выше художник Всеволод Александров на лестнице у входа на кафедру монументальной живописи Строгановского училища (сейчас Строгановской академии). Такие примитивные образцы предлагались студентам для подражания в Строгановском училище в 1958 году. Когда смотришь на эти «образцовые» произведения становится понятно, почему многие молодые и талантливые «ушли в стиляги».
Смысл еще одной фотографии совсем непонятен современному человеку. Это выборы. Человек стиля пришел не в официальном классическом костюме и не ковбойке. Хотя бы "из уважения к событию" мог бы прийти в лыжной куртке, как и положено молодым. Нет! Именно вот такая скромная «стильная» заграничная курточка и элегантный черный свитер считались чем-то из ряда вон выходящим, эпатирующим. Глядя на фотографию видно, что неправдой оказалось и мнение о том, что стиляг все вокруг осуждали. Ведь на проведение выборов ставили "самых уважаемых и надежных товарищей". Заметно, что даже "ответственный товарищ" вполне дружественно смотрит на "человека стиля". Как же скромно выглядит сейчас такая «эпатажная» курточка! Кто не знает, никогда бы не догадался.
Вот так показали модную у стиляг прическу «кок» в фильме «Стиляги» 2008. Нужно иметь очень пышную шевелюру, чтобы такую красоту себе на голове соорудить. На самом деле, в жизни прическа «кок» выглядела намного скромнее.
Вот так выглядела классическая прическа «кок». Очень многие носили ее так, чтобы она выглядела натурально. Как будто волосы сами так легли. Хотя на фотографии видно, что это была специальная стрижка. Но были те, кто предпочитал фиксировать прическу. Специального лака для волос еще не было. Вы не поверите, но прическу стиляги не фиксировали ни сахарным сиропом, ни крахмалом, ни даже силиконовым клеем. В каждом галантерейном магазине продавался недорогой крем «Бриолин», специально созданный по французскому образцу, «Бриолин» фиксировал прическу, придавал волосам блеск и имел приятный запах.
«Люди стиля» очень любили носить галстук «бабочку». Ее носили в ресторан, в театр, в гости, иногда просто на прогулку, чтобы «себя показать».
На этой странице из американского журнала представлена реклама смокинга. Галстук, который мы видим на рисунке, среди стиляг назывался «пропеллер». А вот второй предмет на рекламной картинке в СССР был почти неизвестен. А это камербанд : «Камерба́нд — предмет мужского гардероба. Представляет собой широкий пояс, который носят на талии, часто вместе с пиджаком. В современности считается формально необходимым элементом смокинга. Форма пояса широкая вокруг талии, цвет подбирается к галстуку-бабочке. Основные цвета: чёрный, пепельный, синий, красный. На поясе имеются складки. Камербанд закрепляется застёжкой (металлической или на липучке) или завязывается традиционным способом. Современное использование камербанда имеет лишь эстетическое значение: он обеспечивает переход между рубашкой и поясом» — Википедия
Вот подлинные галстуки того времени из коллекции художника Всеволода Александрова. Первый - коричневый, советский. Сохранился ярлык московской фабрики. Для стиляг этот галстук был очень устаревшим и скучным. Нет, стиляги такой не носили. Второй галстук, так называемая «селедка». Советская промышленность постаралась и выпустила модный узкий галстук , да еще и красивого цвета, яркий, с фантазийным рисунком. Почему же галстук подрезан снизу? Неужели дружинники поймали художника и испортили модный галстук из натурального шелка? Нет, все гораздо проще. В моду вошли короткие галстуки с прямым концом. Так как советский галстук не очень ценился, художник просто взял и подрезал его. Так и носил. Очень интересен светлый японский галстук. И хотя он явно недорогой, но очень изысканный. Цвета слоновой кости, с загадочным набивным рисунком, галстук гармонировал с цветными или черными рубашками. Хорошо сохранился и галстук с модным абстрактным рисунком. Больше всего ценился так называемый галстук «пропеллер». Фактически это та же "бабочка" только узкая, напоминающая форму пропеллера. «Пропеллер» считался более редким и интересным, чем обыкновенный галстук-бабочка, его труднее было достать. По иронии судьбы в наше время самым дорогим и самым элегантным безусловно является отвергаемый стилягами коричневый галстук из натурального шелка, сделанный на московской фабрике.
Когда я увидела эту фотографию, то сначала не могла понять, почему же это художник с женской сумкой гуляет? Понадобилось время, чтобы вспомнить, что по правилам приличия, если сумка у дамы хотя бы немного превышала размер дамской сумочки, то мужчина обязан был эту сумку взять и носить, точно также, как если бы это было что-то тяжелое. Так что эта фотография может напомнить о давно забытых правилах этикета.
После той суровой школы становления личности, которую прошли стиляги, они умели быть элегантными в любой ситуации. На фотографии испанская манекенщица, приехавшая в СССР на показ мод и советский стиляга общаются на равных. Можете сравнить эту фотографию с фотографиями манекенщиц дома Диор,приезжавших в Москву в 1959 году. Стиляги, конечно, были «золотой молодежью». Но в то время это слово имело совсем другой смысл. Золотой молодежью считались талантливые и образованные студенты престижных ВУЗов, не обязательно из обеспеченных семей. Модная импортная одежда была очень важна, но это было только частью имиджа. Главным, что ценили сами стиляги, было именно их творчество, их талант, а не богатство. Вспомним, что В. Высоцкий когда начинал, был совсем небогат. Так сложилось, что творчество стиляг, ставших знаменитыми актёрами, режиссёрами, писателями широко известно, а произведения художников-стиляг известны, в основном, только специалистам.
Поэтому я хочу в своей статье показать творческий путь художника-стиляги, от реализма до абстрактно-философских композиций на примере творчества известного в Москве стиляги, художника Всеволода Александрова. Фотографии стиляг актеров и режиссеров очень часто встречаются в интернете. А эти фотографии из домашнего архива в интернете впервые. Всеволоду Александрову просто на роду было написано стать образцом стиляги… Во-первых его отец профессионально занимался модой, был видным советским иллюстратором журналов мод. Кроме того Всеволод сам был очень яркой харизматичной личностью. Аглавное - он был талантливым художником и не собирался тратить свой талант на бесконечные портреты вождей. Или на слащавые и фальшивые изображения «радостей» колхозной жизни.
Стиляг часто обвиняли в том, что они заносчивые и презирают простых людей. Но посмотрите, с каким теплым чувством написан портрет этой совсем простой и очень много повидавшей в жизни пожилой женщины.
Вот интересный, с виду такой простой пейзаж, созданный Всеволодом Александровым еще в школе. Кажется на первый взгляд, что это обычный, ничем не примечательный пейзаж с дорогой. Но если приглядеться, то видим что это получилась прекрасная иллюстрация песни Высоцкого:
Вдоль дороги - лес густой
С Бабами-Ягами,
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.
Портрет матери художник Всеволод Александров создал в 1955 году, когда еще учился в выпускном классе школы. Cохранив портретные черты, художник создал обобщенный образ женщины, прожившей трудную, полную лишений жизнь. Пережившей войны и послевоенную разруху. Женщины, преодолевшей множество испытаний, но не «сломавшейся», не озлобившейся, спокойно и гордо смотрящей в будущее. Необыкновенно красив колорит портрета. Озаренное светом ее лицо изображено на темном аметистовом фоне сирени, напоминающей о весне и уже начавшейся «оттепели.
«Тихий вечер» 1960 -это пейзаж, где необычная композиция органично объединяет в себе два жанра - натюрморт и пейзаж, и два направления: реализм и абстракцию. Необычен фон картины, который отождествляется и с небом, и с неким иным измерением. Вся работа характеризует состояние души автора. Заметьте, что есть некоторый символизм в том, что среди красных цветов один цветок - светлый.
В 1968 году в знак протеста против ввода войск в Чехословакию художник Александров создал картину которая первоначально называлась «Заседание». Художник изобразил комнату освещенную нереальным мистическим светом . Странные, бесчеловечные люди собрались на заседание, где задумываются явно недобрые дела. Впоследствии картина была переименована и теперь называется «Затянувшееся заседание».
В своей поздней абстрактной картине Всеволод Александров говорит о неразрывной связи земного и небесного. О красоте космоса и земли. Сквозь синее пространство можно разглядеть силуэты птиц. Эта философская картина напоминает еще и о «синей птице счастья».
Его единственная персональная выставка в СССР в 1982 году была закрыта за попытку показать цикл религиозно-абстрактных работ. Мы видим художника на фотографии, сделанной во время закрытия выставки. Он держит картину уже снятую со стены. А во время печати пленки, на фото два изображения случайно наложились друг на друга и получилась удивительная фотография, на которой рядом с художником на стене как бы проявилась его картина.
В апреле 1991 года в Варшаве состоялась персональная выставка Всеволода Александрова, после которой художник был удостоен аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II, который благословил художника и его картину «Мадонна Мизерикордия»
«Мадонна Мизерикордия» — Богородица Милосердная — религиозная картина над которой художник работал несколько лет. В картине Всеволод Александров воплотил свой опыт современного художника, при этом оставаясь в границах древней традиции.
Рассматривая картины Всеволода Александрова видим как сложен был путь духовных исканий художника. От веселого и беззаботного стиляги до мастера философской абстрактной и религиозной живописи.
Движение стиляг продолжалось очень недолго, но оставило глубокий след в истории культуры СССР. К середине 60-х годов движение стиляг закончилось само собой. Распались дружные компании единомышленников. Пути стиляг разошлись. Конечно, у всякой медали две стороны, так и в движении стиляг было очень много положительного, но было и много отрицательного. Однако в многочисленных интервью и мемуарах бывшие стиляги признавались, что это время было самым счастливым в их жизни.
Смотрите видео на эту тему:https://www.youtube.com/watch?v=5cye7nAmOvs
Автор статьи - Виктория.