Найти тему
Елена Денежная

Excel: такой простой, сложный и незаменимый. Часть 1

Всем привет! Сегодня я хочу открыть цикл статей по пользованию программой Excel. Пока не знаю, что из этого выйдет, возможно, я ограничусь двумя-тремя публикациями. А может меня "понесёт" и я напишу их целых пять! На самом деле, я сама пока не знаю: с одной стороны в этой программе много функций, но ведь практически используются только некоторые. Так что буду писать по мере необходимости и отвечать на вопросы, если они будут.

Вообще для меня удивительно, что в 2021 году есть люди, которые этой программой не умеют пользоваться. Хотя бы азами. Ведь она такая удобная! Я частенько открываю её вместо калькулятора, особенно когда приходится выполнять сложные вычисления с несколькими действиями.

Сегодня я расскажу, как в Excel производить самые простые вычисления: сложение и вычитание. Это самые необходимые умения при составлении бюджета и расчета платежей по кредитам.

Начнем.

Итак, при составлении бюджета у вас будет два столбика: доходы и расходы. Можно расположить их один под другим...

а можно слева и справа:

-2

Далее вы заполняете строчки доходов и расходов, а вот в графе "ИТОГО" вводите формулу.

Чтобы ввести формулу в Excel, есть два способа. Первый - это написание вручную, как обычный пример в школьной тетради, только наоборот: выражение должно начинаться со знака "=", а не заканчиваться им. Например, чтобы сложить значения ячеек А1 и В1, нужно в ячейке С1 написать: =А1+В1. Без пробелов. Причем писать координаты с клавиатуры вовсе необязательно, можно кликнуть на нужную ячейку мышкой.

Обратите внимание, все что вы вводите в выделенной ячейке, отображается в строчке, которую я обвела красным. Она называется строка формул
Обратите внимание, все что вы вводите в выделенной ячейке, отображается в строчке, которую я обвела красным. Она называется строка формул

После ввода формулы нужно нажать Enter или кликнуть ✔. Эта иконка находится рядом со строкой формул (слева). А если передумали - то кликните ✘ или нажмите Esc.

Второй способ подходит для сложения большого количества значений, расположенных в столбик. В меню программы есть иконка "автосумма", при нажатии которой программа сама сложит все близлежащие значения:

-4

Важный момент: эта формула охватывает все строчки, расположенные подряд. Если в середине столбца будет пропущена строчка, то формула захватит значения ДО неё. Вот так:

Первые две строчки остались неохваченными, а значит сумма посчитается неверно
Первые две строчки остались неохваченными, а значит сумма посчитается неверно

Но, ухватившись курсором мыши за уголок выделения (в нашем случае это правый верхний) вы можете сами потянуть обводку куда нужно и скорректировать формулу:

-6

Вот, собственно и всё. Теперь давайте посмотрим на примере, как будет выглядеть таблица доходов и расходов (все значения взяты с потолка, прошу не писать "а чего это коммуналка такая дорогая" или "не маловато ли на питание для семьи из четырех человек"):

-7

Теперь так же считаем расходы:

-8

И последнее - самое главное - рассчитываем разницу между доходом и расходом. Это делается так же: формула начинается с символа "=". Затем, чтобы не писать координаты ячеек вручную, вы кликаете на них мышкой. Ваши действия будут выглядеть так:

1. Ввести в строку символ "="

2. Кликнуть мышкой на ячейку В8

3. Ввести знак "-"

4. Кликнуть на ячейку В19

5. Нажать Enter или кликнуть ✔.

-9

В итоге в ячейке В20 у вас будет разница между доходом и расходом. Прелесть программы в том, что теперь вы можете менять значения в любых строчках (например, решили меньше заплатить за транспорт или больше - на питание), а программа сама подсчитает итоговые значения!

Вот такой небольшой ликбез получился. В следующих статьях я расскажу, как рассчитывать проценты от значений, как копировать строчки или столбцы с сохранением формул, как оформить таблицы, чтобы визуально было приятно смотреть.

Всем спасибо за внимание, если есть вопросы - задавайте! Всё расскажу, покажу, научу!

-10