Якутское кино продолжает удивлять в 2021 году. На этот раз – семейная драма, в которой не обошлось без участия духов. Или веры в них. А в общем кино – один из лучших российских «романов воспитания».
После победы на Кинотавре-2020 якутского фильма «Пугало», тепло принятого и зрителями, мы в этом году успели увидеть отличную хоррор-притчу в «выживальческом» поджанре «Черный снег», достойный этнохоррор «Иччи», по-советски стильную экранизацию прозы якутского писателя-фронтовика Тимофея Сметанина «Рядовой Чээрин».
До конца года долго, а классные якутские фильмы продолжают появляться в широком доступе. Теперь вот – отличная семейная драма «Замыкание».
До сих пор актуальная тема
Сельская история матери и двух дочерей, вынужденных жить с пьющим отчимом, не приносящим в семью денег, да еще и склонным к тирании (неологизм «абьюз» звучит слишком мягко). 16-летняя протагонистка Таня (отличная роль дебютантки Юлии Мяриной) тоскует по умершему отцу и хочет поквитаться с отчимом, который с каждым днем все опаснее.
Лирично и нежно сыгранное и снятое кино. Тут романтика детства и юности и достаточно глубокая и суровая история взросления, в основе которой реальные социальные проблемы 80-х. Многие мужики серьезно пили и много пропивали, сдать в Лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП) в теории было можно, но реально на это решалась не каждая жена. Да и вообще у якутов и бурятов с горячительным особые счеты.
Начиталась Шекспира, и...
Первую версию фильма показали на фестивале «Кино в Европу» в 2018 году. Для проката 2021 года ленту полностью перемонтировали, добавили новые сцены, подтянули качество звука и картинки. Результат хорош.
Не будем раскрывать все секреты, но нелинейность – не формальный трюк, она имеет огромное значение для сюжета, сверхзадачи и напряжения. Один намек: реальные события сплетаются с размышлениями героини, которые она считает уроком от духа отца.
Что касается общения с духом отца и решение вопроса с отчимом, факт отсылки к «Гамлету» проговаривает сама героиня. При этом, как часто бывает у якутов (и у японцев, кстати), европейские сюжетные мотивы в смеси с местными фольклорными традициями играют по-новому.
Ну, и почему бы не вставить в фильм немного мистики, если сегодня хоррор и разная псевдоготика – одни из главных козырей якутского кинематографа? Тут кашу маслом точно не испортишь.
Кстати, в этой части удачное решение показывать отчима с плохо различимым лицом (не влезло в кадр, расфокус, темно и т.п.). Кроме показа отношения к отчиму со стороны главной героини этот прием добавляет в фильм таинственности, легкого саспенса.
Про достояние республики
Превращения напуганной девочки в сильную личность ненавязчиво зарифмовано с жизнью самой Якутии, которая в 80-е ожидала некое национальное возрождение. Неслучайно показывают по телеку, как гранят алмазы, от которых республике большой пользы нет до сих пор (девочка, кстати, говорит отчиму, что он живет на ее деньги).
Неспроста история мужика, которого за разговоры про мистику куда-то упекают. А потом еще фраза: «Государство у нас огромное и могучее, но оно боится одного человека, который думает иначе». Да и 350-летие объединения Якутии с Россией, наверно, поминают не просто так.
Да и ржавеющий и потрепанный ветром стенд с портретом Брежнева и лозунгом про XXVI съезд КПСС весьма символично недовольно скрипит, когда рядом начинают говорить о национальной мифологии.
А в финале – установка фигуры женщины в композиции памятника «Батыйа» в селе Борогонцы (этот момент, кстати, странный: на экране примерно 1982 год, а памятник поставили в 1970 году), в котором местные тетеньки видят духа родной земли: «Когда она придет, то возродятся древние знания и духовность. Скорее бы она пришла».
В общем, очередной гордый и независимый и талантливый якутский фильм, формирующий национальную культуру республики.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Якутские хорроры — дешево, сердито, на радость киноманам (часть 2)
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 4)
Лучшие детские фильмы России 21 века родом из СССР (часть 2)