Это расхожее убеждение, что характер персонажей в кинематографе раскрывается не столько в диалогах, сколько в игре актеров. Можно выразить восхищение словами, а можно показать его взглядом. Действительно, актерская игра – мощный выразительный инструмент.
И тут экранизация обнаруживает три проблемы (несоответствия). Первая. Книга «Властелин Колец» – очень разговорное произведение. Вторая. Актерские работы совсем не выдающиеся и персонажи плоские. Третья. Диалогов катастрофически мало.
Право выражать глубокие чувства невербально нужно заслужить. Актеры кинотрилогии этого права не заслужили.
Вот реплики, которые Леголас произносит в «Братстве Кольца». Все реплики.
– Он не просто следопыт. Это Арагорн, сын Араторна. Ты должен подчиняться.
– И наследник трона Гондора.
– Ты разве не слышал, что сказал владыка Элронд? Кольцо должно быть уничтожено.
– Мой лук с тобой!
– Кребайн из Дунланда! (Это он про Сарумановых птиц-разведчиков.)
– Чей это звонкий голос?
– Гоблины!
– Нам надо спешить. Нельзя медлить.
– Орки.
– Мы не должны задерживаться. Нужно уходить.
– Гэндальф!
– Плачь по Гэндальфу.
– У меня нет сил передать это. Боль потери слишком свежа.
– Лучше сейчас.
– Меня тревожит не восточный берег. Тьма и угроза шевелятся в моем сознании. Что-то назревает. Я чувствую.
– Рог Гондора!
– Скорее! Фродо и Сэм подошли к восточному берегу!
– Мы не пойдем за ними?
Браво, вы только что прочли полный текст Орландо Блума из «Братства Кольца». Понимаю, что кому-то на ум придет расширенная версия, но и в ней характер персонажа глубже не становится. Леголас говорит ситуативные фразы, которые бы легко уместились в несколько строк.
Джон Риз-Дэвис, актер, сыгравший Гимли, в Приложениях к кинотрилогии рассказал, какая огромная стопка сценарных листов хранилась у него в комнате. Каждый день ему приносили всё новые и новые листы с измененными репликами и событиями. Интересно, почему?
– Так чего же мы ждем?
– И ты себя возомнил себя тем, кто это сделает?
– Я скорее умру, чем отдам кольцо в руки эльфов!
– Нельзя доверять эльфам!
– И моя секира!
– Если кого-то интересует мое мнение, что совсем не похоже, то я скажу, что мы делаем большой крюк!
– Скоро, мастер эльф, вы познаете легендарное гостеприимство гномов. Жаркий огонь, хмельное пиво, свежее мясо без косточек! Это, мой друг, дом моего родича Балина. А они называют это копьями, шахтами!
– Впустите их сюда! Остался еще гном в Мории способный держать топор!
– Мифрил! Вы полны сюрпризов мастер Бэггинс.
– Держитесь поближе, хоббиты! Говорят в этих лесах живет великая колдунья. Эльфийская ведьма ужасной силы. Кто на нее ни взглянет попадает под ее чары и пропадает навеки. Хорошо, что у вас есть гном, которого так просто не заловишь. У меня острый глаз орла и слух лисицы.
– Арагорн! Эти леса опасны! Мы должны вернуться!
– Отдохнуть? Гному набраться сил! Нам не нужен отдых, юный хоббит.
– Неужели? Вот так запросто пройдем через Эмин Муил? Непроходимый лабиринт из острых, как бритва, камней а потом еще приятнее – бескрайнее зловонное болото, которому не видно конца и края.
– Тогда все было напрасно – Братство распалось.
Ух ты, реплик даже больше, чем у Леголаса! И предложения куда более сложные и осмысленные. Такое количество слов могло бы сойти за неплохое камео в Хоббите (это значит – около минуты), но там он не появляется. А что касается тех гигантских стопок с листами, – так, может, это была какая-нибудь супер-расширенная версия? В конце концов, Джексон давно обещает выпустить особое издание с новыми удаленными сценами.
В любом случае, при сравнении экранизации с оригиналом становится не по себе. Диалоги и монологи удручающе скудные по меркам самых примитивных фильмов. Однако сравнивать все равно нужно.
– Мне не удалось заманить сюда солнце, – подмигнув хоббитам, сказал Леголас. – Оно ублажает южные земли, и его, как я понял, ничуть не беспокоят несколько тучек над этой горушкой. Но зато я принес хорошие вести тем, у кого тяжелая поступь. За скалой, про которую говорил Боромир, намело довольно высокий сугроб, и наши воители из Племени Сильных приготовились погибать перед этой преградой, ибо тропинка-то идет по ущелью, а выход из ущелья закрыт сугробом. Ну, пришлось мне объяснить Сильным, что они отчаялись перед снежной крепостью шириной не больше десяти шагов и что за нею на нашей тропке лежит слой снега по щиколотку хоббитам.
– Ты их не видел, что с тебя взять, – сказал ему Гимли. – Прощаю, так и быть, твою дурацкую шутку. Да ваш царский подгорный дворец в Лихолесье, который, кстати, гномы же и отделывали, – просто берлога по сравнению со здешними хоромами! Это огромные чертоги, в которых звучит и звучит медленная музыка переливчатых струй и вечной капели над озерами, прекрасными, как Келед-Зарам в сиянье звезд. А когда зажигают факелы и люди расхаживают по песчаным полам под гулкими сводами, тогда представляешь, Леголас, гладкие стены сеют сверканье самоцветов, хрусталей, рудных жил, – и озаряются таинственным светом мраморные кружева и завитки вроде раковин, прозрачные, словно пясти Владычицы Галадриэли.
Насколько мощно Леголас и Гимли вовлечены в историю у Толкина. Они – часть культуры и истории Средиземья. Леголас не просто выполнил разведку, он описал увиденное с иронией, однако у эльфа ирония не обидная. Она – легкая, и ее цель – не задеть друзей, а поднять им настроение. А само описание? Красивое, игривое, утонченное, ведь Толкин не забывает ни на секунду, что Леголас – эльф. Эльф, а не аморфное создание, бросающее по фразе в час.
Гимли, выходец из вечно-гонимого народа гномов, выражается иначе. Он хоть и пытается скрыть обиду, но чувствуется, что его задело равнодушие Леголаса к подгорным пещерам. Описывая их красоту, он постоянно обращается к Леголасу, чтобы тот прислушался к его словам, потому что горы – это так важно для гномов. Они связаны с самым дорогим для них местом – домом, которого они постоянно лишались. В словах Гимли нет легкости, а лишь тяжелое прошлое его народа.
«Братство Кольца» длится более двух с половиной часов. Этого времени достаточно для полноценных диалогов между персонажами. Например, «Спасти Рядового Райана», тоже фильм-путешествие, длится меньше «Братства» – два с половиной часа. Тем не менее за это время Спилбергу и сценаристам удается создать объемных персонажей, с характерами и конфликтами, которым веришь. Почему? Потому что Спилберг не тратит время попусту на кадры в духе – они отправились в путь и шли лесами, холмами, болотами и еще немного под музыку. Нет, Спилберга интересовали события, а не смена пейзажей. Если сцена, то она – длинная, и она будет длинной в текущей локации, а не поторопится переместиться в другую.
«Властелин Колец» так и был написан. Длинные диалоги, долгие сцены, затяжные попытки выбраться из сложившейся ситуации.
Продолжение – часть третья
Начало – часть первая