Найти тему
Учитель гармонии

Начало качественного интонирования у дошкольников и младших школьников: варианты развития событий

Оглавление

Тема, которая достаточно часто "прорастает" в комментариях на моём канале, - тема чисто поющих/непоющих малышей и правомерности их оценки.

Итак, интонирование - наряду с чувством ритма и музыкальной памятью - считается основным критерием отбора дошкольников на обучение в ДМШ. Как этот принцип реализуется на практике? Ответ весьма сложен.

"По науке", участвующие в конкурсе на бюджет шестилетки ДОЛЖНЫ достойно петь - так, чтобы гладко исполненную мелодию со словами было приятно слушать. (Кроме того, "при прочих равных" комиссия предпочтёт играющего "абитуриента" неиграющему - но это вопрос глубоко неоднозначный, выходящий за рамки тематики данной статьи.)

Вот этот-то момент долженствования и напрягает родительскую общественность. Он неизменно будоражит умы вовлечённых мам, с трёх лет таскающих своих чад по разнообразным развивающим занятиям, а потом благородно-возмущённо заявляющих: "Вот МОЙ не поёт совсем. Что, он от этого хуже и не имеет права учиться?"

Давайте разберёмся.

Для тех, кто недавно читает "Учителя гармонии", - краткое знакомство.

Я Наталия Брегадзе (Боголюбская), выпускница МГК, с 2004 года - преподаватель музыкально-теоретических дисциплин АМУ при МГК ("Мерзляковки" - так понятнее). Имею также опыт работы в ДМШ/ДШИ Москвы (1999-2004), но более ценным для своего познания этого мира... считаю период обучения в музыкальной школе собственных детей.
Мама дочери (2010) и троих сыновей (2012, 2015, 2019). Старших наследников активно продвигаю в музыке, среднего - ввожу потихоньку (ДМШ им. Л.Бетховена, ЦАО). Инструменты детей - фортепиано, флейта, балалайка.
Веду канал о музыкальной педагогике и семейных ценностях, начиная с зимы 2020 года. В блоге накоплено много специальных материалов, из которых часть касается непосредственно проблематики ДМШ, другие повествуют о жизни училища.
Родное, из детства. ДМШ города Дубна Московской области. Личное фото
Родное, из детства. ДМШ города Дубна Московской области. Личное фото

Реальность приёмных экзаменов в музыкальные школы - какая она?

Средние специальные школы при консерваториях (ССМШ) - совершенно особая категория, требующая отдельного обзора. Это очень высоко: первоклассники этих учебных заведений - умелые, уверенные в своих силах дети, наделённые яркими способностями. Выбор для ребёнка ССМШ сопряжён со многими организационными сложностями и рисками для семьи, но результат, в случае удачной интеграции, впечатляет. Все шестилетки ССМШ качественно интонируют, начав процесс активного восприятия задолго до того.

Районные школы, ДМШ/ДШИ, предоставляют весьма пёструю картину (учитывая недавно внедрённое подразделение на предпрофессиональную и общеразвивающую программы) - от полного соответствия требованиям и уровню ССМШ... до полуразвлекательной "кружковости". Личностный фактор - определяющий со всех сторон. Кто захочет добиться высот - добьётся их и в школе своего района, войдя в резонанс с педагогическим составом.

Иными словами, в ДМШ/ДШИ, в отличие от спецшкол, по сути, нет единой шкалы оценки. Даже "предпрофовский" фланг каждого потока может выглядеть неоднородным, не говоря уже об учащихся "для себя". Правильным будет сказать, что в музыкальной школе каждая семья преследует свои индивидуальные цели, расставляет свои акценты, привлекает свои методы и способы организации.

И да! - в ДМШ, даже в самой рейтинговой, не все дети к первому классу поющие.

Отбор по принципу чистоты интонации - некий идеальный подход ("А хорошо бы!"), "декларация о намерениях", зацепка за возможность выставить конкретные баллы. ("Не поёшь чисто-хрустально? Ну получай по этому параметру троечку. Или всё-таки четвёрочку? Конкурс вроде небольшой... Авось хватит на какой-либо из инструментов!")

В этом лояльном взгляде, как ни странно, есть своя сермяжная правда: навыки интонирования формируются у ряда детей со значительным опозданием.

"Гудошник" до второго-четвёртого класса, прежде "малоперспективный" ребёнок вдруг нащупывает возможность интонировать к 8-10 годам, удивительно преображаясь. Такая история более характерна для мальчиков - и имеет, как правило, неврологический подтекст.

"За бортом" бюджета - конкретно в Москве - остаётся немало "соискателей". Известно, что конкурс в ДМШ/ДШИ высок и год от года только растёт. Проблему адекватного набора школами "своего" контингента призваны решить подготовительные группы: это далеко не дешёвое удовольствие и не гарантия поступления, но... возможность прицельно готовиться и сдавать приёмный экзамен в первый (бюджетный) класс отдельным потоком, в виде парадного отчёта о годичной "дошколке". Основная работа "подготовишек" - интонационная, и организована она ненавязчиво, в игровой форме. Замышляется, что "нужные школе" малыши в итоге запоют достойно...

Лично я, как сольфеджист и увлечённая процессом мама, вижу два непересекающихся пути к чистому интонированию в 6 (6.5? 7? 8? - кто когда надумает поступать в школу) лет. И это две непохожие траектории развития.

  1. "Первичное", изначальное, органическое интонирование: ребёнок "просто поёт, потому что поёт" - со временем (предположим, в промежутке между 4 и 7 годами) развиваясь в этом направлении, усложняя "репертуар", совершенствуя звуковую дифференциацию. "Полигоном" для подобных процессов может послужить как семейное пространство (при поющих родителях, почти "из уст в уста"!), так и регулярный детсадовский песенный тренаж, и совмещение всех факторов. Да, лично я ставлю музыкальные занятия в ДОУ чрезвычайно высоко: да здравствует системность! Никакой коммерческий (эпизодический) "Вокал с 4 лет" с нею не сравнится. Детсаду - виват, я большая поклонница; посещаемость моих детей во все времена близилась к 100% - ибо я не хочу жертвовать, на мой взгляд, прекрасным.
  2. "Вторичное" интонирование - "по подражанию" своему же инструментальному опыту. Предположим: ребёнок, о котором известно, что он "моторно" ловок, подвинут, берёт в руки инструмент в 5-5.5-6 лет. Вообразим, что этот малыш поёт, на исходный момент, не очень здорово, несмотря на активное участие в детсадовских проектах и родительский нажим. Начиная издавать звуки на инструменте, устанавливая свои личные координационные связи с высотностью, наше старательное дитя, спустя несколько месяцев, без преувеличения - "прорывает". Ребёнок вдруг осознаёт, что может воспроизводить голосом нетривиальные мелодии... оттолкнувшись, разумеется, от своего репертуара по специальности.
Мои дочь и сыновья - живая иллюстрация этих двух историй.

Дочь (ныне перешла в 5-й класс) при поступлении на "подготовишку" музыкальной школы (5 лет 9 месяцев) пела комиссии (без поддержки) такие вокальные номера... как "Песенка о капитане" Дунаевского и "Москва майская" братьев Покрассов. Никто девочку особенно не школил, песни с аккомпанементом ей не "вбивал": послушали пару раз, попели на прогулках. (В садике пела немало примеров, но совершенно другого характера.) На инструменте не занималась, стартовали на рояле позже, лишь в 6.5. С 9 лет (это довольно поздно для будущего профессионала) у девочки диагоностировали абсолютный слух. Готовится, в перспективе, на дирижёрско-хоровое/теоретическое отделение училища.

Сын (ныне перешёл в 3-й класс) оказался в музыкальной школе не прицельно, но "паровозом" за старшей сестрой. Мелькал на групповых занятиях с 4 лет, проявлял двигательную активность, однако, по сути, не интонировал. К 6 годам (рождён в сентябре) с трудом озвучивал простые попевочки в объёме квинты, делая это без интереса. В этот момент подключили блокфлейту у чудесного, харизматичного молодого педагога. Спустя полгода... свободно пел(!) всю свою программу (Вивальди, Вебер, гаммы и упражнения) - в дополнение к тому, что очень прилично её же играл (быстро освоил). Одновременно занялся хореографией, до 7 лет сдал нормативы первой ступени ГТО. В первый класс отправился с "ярлыком" абсолютника, в начале второго перешёл на большую флейту. Музыкальная реализация в будущем не исключена, точнее говорить пока рано.

Следующий сын, которому зачисляться на ДМШовский бюджет только через год, стал режимно заниматься игрой на балалайке ближе к 5.5 (былой дистант помешал начать раньше, хотя планы были именно такие). К моменту балалаечного старта, не пел вообще - речитировал (хотя тоже стопроцентно "садовский"), спустя два-три месяца (т.е. в настоящее время) слегка запел играемые песенки. Будем наблюдать: педагог удивительно созвучный и компетентный.

Моя личная статистика слишком скромна, чтобы уверенно предполагать, в целом, более позднее интонирование у мальчиков, по сравнению с девочками. Для подтверждения гипотезы требуется время: к тому же, "в запасе" есть ещё один сын, потенциальный ДМШовец, пока - двух с половиной лет от роду.

Резюмируя, подчеркну:

Нет единой возрастной "отсечки", соответствующей обязательному началу интонирования у юных музыкантов.

Осознание высотной природы музыки... может прийти раньше моторных навыков, но может, как полноправный вариант, и последовать за ними. К тому же, как показывает опыт, - не исключено "запаздывающее" развитие событий.

Спасибо всем, кто читает канал и интересуется его тематикой! Делюсь опытом - профессиональным и материнским: впрочем, в моём случае всё едино...