Отпуск в этом году мы разбили на две части: первая - познавательная, вторая - отдыхательная. Познавательная часть прошла в Рурской области и была посвящена промышленной культуре. Но и по дороге к основному месту назначения удалось увидеть несколько интересных объектов.
Базальтовый купол
Первая достопримечательность на нашем пути из Штутгарта тоже в некотором смысле относилась к промышленной истории Германии.
В нагорье Айфель со времён Древнего Рима добывали базальт, оставшийся после извержений вулканов. Жители средневекового городка Мендиг раскопали пятидесятиметровый слой пепла и пробили шахту в вулканической породе. В этом подземелье они выбирали самые толстые базальтовые колонны, которые прямо там же распиливали на мельничные жернова и конной тягой поднимали на-гора. После разработки здесь остались потрясающие воображение подземные залы с опорами в виде характерных шестигранных колонн.
Такие базальтовые шестиугольники формируются при остывании лавы. Их можно наблюдать во многих вулканических регионах, но особенное впечатление остаётся, когда видишь над головой составленный из них огромный свод. Сейчас рядом с шахтой располагается музей, а в само подземелье водят экскурсии.
Буроугольный карьер
Вторую остановку по пути к Рурской долине мы сделали на краю карьера Хамбах площадью почти 50 квадратных километров. Фотографии в полной мере не передают того эффекта, который производит рукотворная ямища площадью с небольшой город. Здесь в год добывают 40 млн тонн бурого угля, который в частности сжигают на расположенной неподалёку электростанции. К 2030 году карьер планируется вывести из эксплуатации; вероятно, в ходе последующей рекультивации из него сделают озеро.
Сейчас рядом с карьером располагается выставочный комплекс “терра нова” с кафе и смотровой площадкой.
Долина Неандерталь
Неподалёку от Дюссельдорфа жил поэт местного значения по фамилии Нойманн, который впоследствии изменил свою фамилию на греческий манер - Неандер. Живописную долину, в которой он любил прохаживаться, назвали в его честь: долина Неандера, по-немецки - Неандерталь. В 19 веке здесь добывали известняк и всю живописную долину срыли, но в ходе добычи в одной из пещер наткнулись на человеческие кости. Позднее они были опознаны как останки вымершего представителя рода Homo, ныне известного нам как неандерталец.
Поблизости места находки открыт музей, рассказывающий об истории находки, быте первобытных людей и эволюции человека в целом.
Вупперталь
После неандертальского музея мы съездили в город Вупперталь. Город лежит в довольно узкой долине, поэтому когда встал вопрос о расширении транспортной сети, городские власти приняли решение в пользу подвесной монорельсовой дороги. Её получилось разместить над существующими автомобильными дорогами и над рекой Вуппер. Какое-то время монорельс был полноценным видом общественного транспорта и перевозил по 25 млн пассажиров в год, но в 2015 году город ошибочно закупил вагоны с моторесурсом в несколько раз меньше расчётного. Поэтому сегодня монорельс ходит только по выходным, превратившись из транспорта для горожан в достопримечательность для туристов.
После музея неандертальцев, вуппертальского монорельса и прогулки по Дюссельдорфу мы переместились в город Эссен, где и началось наше знакомство с Рурской областью.
Рурская долина
Как известно, Рурская долина, в просторечии известная как “рурка”, приносит +20% производства, а также +1 молоток с каждого рудника и каменоломни.
В реальности Рурская область известна добычей угля и производством стали. С началом бурной индустриализации региона в XIX веке здесь потребовалось большое количество рабочих рук, и население области стало резко расти. Сегодня здесь проживает более 5 миллионов человек, а такие города как Дортмунд, Эссен, Дуйсбург, Бохум и другие срастаются в одну агломерацию.
После ряда кризисов в 70-х годах ХХ века многие здешние предприятия, особенно в угледобывающей отрасли, потеряли рентабельность и были закрыты. В социальном плане регион полностью так и не оправился от этого удара; уровень безработицы здесь до сих пор самый высокий в западной Германии. К счастью, некоторые закрытые предприятия были не сравнены с землёй, а превращены в роскошные музеи и культурные парки. С некоторыми из них нам и удалось ознакомиться.
Шахта “Цольферайн”
Первой и главной достопримечательностью Рурской области для нас стала шахта “Цольферайн” в Эссене. Шахта действовала с 30-х годов XIX века и была одной из крупнейших в регионе, но после обеднения угольных пластов была выведена из эксплуатации и окончательно закрыта в 1986 году. С 2001 года “Цольферайн” находится в списке всемирного наследия Юнеско и представляет собой памятник промышленной культуры.
Давно заметил, что если не являешься специалистом в соответствующей области, то посещать всяческие музеи при всякой возможности нужно с экскурсоводом. Мы приняли участие в двух экскурсиях по объекту и не разочаровались. Гид провёл группу по пути, который проходил уголь после извлечения из недр земли: рассказал о механизированном подъёме вагонеток, о том, как из вагонеток вручную отбирались крупные куски угля, как вагонетки с грохотом переворачивались и высыпали уголь на конвейеры, как уголь отмывался от пустой породы и сортировался на фракции, которые отправлялись либо в железнодорожные вагоны, либо на коксовочный завод.
Завершилась экскурсия на крыше одного из цехов, с которой можно было увидеть как закрытые, так и действующие предприятия в окрестностях. Хотя промышленное значение Рурской области и снижается, здесь по-прежнему работают и коксовочные заводы, и сталелитейные комплексы Тиссена-Круппа.
Музей горного дела в Бохуме
Ещё одной “угольной” остановкой стал музей горного дела в Бохуме. Музей очень подробно и с разных сторон рассказывает об угле: его происхождении, процессе добычи, о социальных аспектах отрасли и их отражении в культуре.
Очередная экскурсия увела нас под землю, в демонстрационную шахту, где были наглядно показаны процессы выработки угля и тяжёлый быт горняков под землёй. До сравнительно недавнего времени о каких-либо средствах защиты не было и речи, и работа в забое наносила непоправимый вред здоровью.
Привлекая трудовые ресурсы, владельцы шахт часто предоставляли рабочим жильё; к сожалению, в случае увольнения это жильё отбирали, а значит, имеющий семью и детей шахтёр оказывался прикован к своему рабочему месту.
Помимо ручных и пневматических инструментов, в музее были представлены и огромные машины, при достаточной мощности пласта выдающие тысячи тонн в сутки.
Ландшафтный парк Дуйсбург-Норд
Кокс, полученный из коксовочного угля, угольной пыли и шлама, использовался на сталелитейных заводах, один из которых располагался на севере города Дуйсбург. После остановки завода в 1985 встал вопрос о дальнейшем использовании его обширной территории и сооружений. В результате конкурса проектов было принято решение превратить заводскую территорию в ландшафтный парк.
Парк получился большой и прекрасный, и странно, что он не был битком набит избалованными немецкими детьми: развлечение, которое в нашем детстве называлось “полазить по стройке”, здесь доведено практически до совершенства. Впрочем, малое количество посетителей на момент нашего визита, скорее всего, объяснялось ковидлой, еще не начавшимися каникулами и посредственной погодой, а в нормальное время парк посещает миллион человек в год.
Сталелитейный завод стал не просто памятником себе и промышленности ХХ века; многие постройки не только были сохранены, но и получили вторую жизнь. В угольных бункерах организованы трассы для скалолазов. На одну из доменных печей высотой 70 метров можно подняться и в очередной раз увидеть индустриальные пейзажи окрестностей. Газометр превращён в аквариум для дайверов, под водой для них размещены различные объекты - например, фюзеляж старого самолёта и “Трабант” (который пришлось дополнительно утяжелять, поскольку в первозданном виде он отказался тонуть). На территории парка проходят культурно-массовые мероприятия, показывают кино под открытым небом, а по ночам время от времени завод красиво подсвечивают и водят экскурсии с факелами.
Рекультивация и современное искусство
В целом, в Германии умеют заинтересовать туриста, как иностранного, так и внутреннего. Будь то римский лимес, средневековый замок или вулканическое озеро - везде можно с удовольствием и пользой провести свободное время. Вот и промышленные гиганты 19-20 веков стали интересными и познавательными памятниками.
Переосмысление старых индустриальных объектов не ограничивается шахтами и заводами. Людям и природе возвращают и отвалы породы, ставшие холмами на этой равнинной местности. На их вершинах размещены суровые стальные объекты современного искусства: невозможная лестница “Тигр и черепаха”, мощный “Тетраедр”, массивная скульптура “Горизонт”.
Современное искусство и пешеходно-велосипедные дорожки не были бы так привлекательны без зелёных насаждений. Озеленить террикон - непростая задача, для этого нужно организовать дренажный слой, покрыть его специальной плёнкой и полутораметровым слоем плодородной почвы. Но зайцы, встреченные на бывшем отвале цинкового рудника, казались вполне удовлетворены рекультивацией.
Послесловие
Вторая, расслабленная часть отпуска, прошла на Балтийском море. По дороге туда заглянули в известный в узких кругах город Целле. Он оказался внезапно симпатичным и уютным городком. Помимо дворца и названий близлежащих посёлков, Целле не имеет ничего общего с картой из "Армы".