В 2009 году знаменитый французский парфюмерный и косметический бренд Guerlain впервые представил свою культовую помаду Rouge G. Внешний вид помады сразу привлек к себе внимание - форма была крайне необычной и представляла собой овальный футляр с выдвигающимся зеркалом. Это была не просто помада, а помада-аксессуар, над дизайном которой трудился ювелир Лоренц Боймер, в то время креативный директор Louis Vuitton.
Практически три года бренд Guerlain боролся за получение товарного знака в Европейском Союзе для формы своей знаменитой помады-конструктора. И вот, 14 июля 2021 года Общий Суд Европейского Союза (далее - суд) отменил решение патентного ведомства ЕС об отказе в регистрации обозначения в форме помады в качестве товарного знака, тем самым признав, что объемная форма помады Rouge G от Guerlain может быть зарегистрирована в качестве товарного знака.
19 октябра 2018 года компания Guerlain подала заявку на регистрацию товарного знака в патентное ведомство ЕС. В качестве обозначения на регистрацию была заявлена объемная форма помады. Заявитель просил предоставить обозначению охрану для товара 3 класса "губная помада". Ведомство отказало в регистрации товарного знака на основании статьи 7(1)(b) Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001 (далее - ст. 7(1)(b)), согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Под различительной способностью понимается возможность товарного знака идентифицировать товары или услуги, для которых он зарегистрирован, как происходящие из определенного источника (например, производителя, в данном случае бренда Guerlain), тем самым отличая данные товары или услуги от других источников происхождения.
Заявитель подал апелляцию, но Апелляционный Совет поддержал решение ведомства, подтвердив, что обозначение ничем не выделяется от принятых норм и стандартов для данного вида товара, то есть ничем не отличается от уже представленных на рынке форм помады. Послеэтого Guerlain подали иск в суд, в котором утверждали, что ведомство ошиблось в применении ст. 7(1)(b) в данном деле, просили отменить решение Апелляционного Совета от 2 июня 2020 года и обязать патентное ведомство ЕС возместить истцу все расходы, понесенные в связи с апелляций.
Суд не согласился с решением апелляционной инстанции и постановил, что заявленное обозначение обладает различительной способностью, а значит может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Во-первых, суд напомнил, что объемные обозначения, представляющие форму товара, должны значительно отличаться от стандартных и принятых форм товаров, для которых они заявлены, чтобы быть зарегистрироваными в качестве товарного знака. В тоже самое время, очередная новая форма товара не гарантирует наличие у знака различительной способности. Сектор помад отличается большим разнообразием форм, и совершенно не факт, что новая форма помады будет считаться стандартной формой помады, не обладающей различительной способностью. Иными словами, суд считает, что у оригинальной формы помады есть шанс быть зарегистрированной в качестве товарного знака.
Во-вторых, по мнению суда, наличие оригинальной формы не означает, что товарный знак, представляющий эту форму товара, обязательно помогает отличить данный товар от аналогичных товаров других производителей. Недостаточно эстетического аспекта заявленногообозначения, если он только обеспечивает привлекательность товара. Эстетический аспект формы заявленного обозначения должен вызывать у потенциальных потребителей незаурядныйвизуальный эффект.
В третьих, суд пришел к выводу, что заявленная форма товара не является стандартной формой помады и значительно отличается от других форм помады на рынке. Заявленная форма напоминает форму лодки или детской коляски, и она значительно отличается от других форм помады, большинство из которых имеют цилиндрическую форму или форму параллелепипеда. Овальная выпуклая форма является нестандартной для губных помад, соответственно, и заявленное обозначение также является нестандартным. Более того, заявленную форму помады невозможно установить вертикально, что добавляет нестандартности к визуальному аспекту заявленной формы.
Суд пришел к выводу, что необычная форма помады будет вызывать у потенциальных потребителей удивление, а значит они выделят ее среди помады других производителей и будутвоспринимать в качестве источника, указывающего на производителя, то есть на бренд Guerlain. Соответственно, заявленное обозначение обладает различительной способностью и может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Таким образом, суд подтвердил, что сама форма товара может быть достаточна для получения регистрации товарного знака ЕС.
Еще до выпуска помады Rouge G Guerlain начал подавать заявки на словесные товарные знаки, связанные с эти продуктом, и сегодня является правообладателем ряда словесных товарных знаков для "Rouge G de Guerlain" в различных комбинациях, но полученные регистрации для словесных знаков не обеспечивали должную защиту от копирования уникальной формы продукта. Несмотря на успех и высокий спрос Rouge G на мировом рынке уже более 10 лет, Guerlain зарегистрировал первый объемный товарный знак для формы помады Rouge G только в 2018 году во Франции. В феврале 2021 года в Европейском Союзе была предоставлена охрана объемному товарному знаку для этой же формы помады, но со словесным элементом "GUERLAIN G". Теперь Guerlain станет правообладателем для формы помады-аксессуара без словесных элементов на всей территории Европейского Союза, что обеспечит более широкую охрану этому товарному знаку. На основе новой регистрации Guerlain сможет с большим шансом на успех предъявлять претензии любым лицам, копирующим форму помады и размещающим на ней свои собственные логотипы, отличные от логотипов Guerlain.
Cuerlain v EUIPO, T-488/20