Ребенок в переходном возрасте нуждается в особой поддержке взрослых. Главное, вовремя заметить, когда требуется помощь. Как распознать депрессию у подростка, рассказала главный внештатный психиатр Минздрава Московской области Наталия Владимировна Сухотеплая. Среди проявлений в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей, она назвала не самый очевидный — наигранный восторг.
«Такие признаки, как замкнутость, вопросы о смысле существования, перепады настроения, наигранный восторг, рассеянность, должны насторожить взрослого», — говорит психиатр Наталия Сухотеплая в интервью петербургскому сайту о здоровье «Доктор Питер».
По ее словам, в начальной стадии депрессии у подростка справиться с ней можно попробовать самостоятельно. Но если вы видите, что ситуация ухудшается, лучше сходить к психологу. Помните, что насильно тащить на прием ребенка нельзя. Лучший способ — наладить с ним контакт и дать понять, что вы хотите ему помочь.
Простые способы наладить отношения с ребенком посоветовала психиатр:
- сведите к минимуму ссоры и негатив в семье,
- проводите с ребенком больше времени,
- организуйте совместные выходные,
- прогуляйтесь вечером по дороге с работы или перед сном,
- поделитесь с ним небольшими секретами,
- пизнайтесь о своих метаниях и сомнениях, чувствах и эмоциях в подростковом возрасте.
Еще одна рекомендация врача родителям непростых подростков — быть жизнерадостными и проводить время активно.
«Это не так сложно, как кажется, — отмечает психиатр. — Достаточно в каждой ситуации или вещи находить положительные моменты. Ни в коем случае не критикуйте подростка. Наоборот, подсказывайте, как поступать в той или иной ситуации. Неуместная критика разрушает веру в себя, в свои способности, понижает самооценку и напрочь убивает доверие».
Специалист отмечает, что в случае тяжелых проблем с ребенком может потребоваться помощь психотерапевта и психиатра. Врач проведет необходимые обследования и, в зависимости от результатов, назначит комплексное лечение с применением лекарственных средств.
О современной специфике суицидального поведения рассказал Михаил Михайлович Решетников, профессор, ректор Восточно-Европейского института психоанализа:
«Подростковый и юношеский суицид объясняется юношеским максимализмом, переходом к бездушной образовательной (в отличие от прежней — воспитательной) модели среднего образования, кризисом идеалов и отсутствием идеологии, или точнее — объяснительной системы современности. Общество находится в условиях глубокого когнитивного диссонанса, так как значительная часть социума, включая его молодежную часть (родившуюся после 1991 года), демонстрирует приверженность традиционным идеалам российского (дореволюционного и социалистического) строя, которые явно не вписываются в современную модель моральных и общественно-экономических отношений, где культивируется индивидуализм и разобщенность. Напомню, что Николай Бердяев в свое время охарактеризовал кризис идеалов как временное помешательство.
Самостоятельную категорию составляют дети из состоятельных семей с патологическим для молодых людей синдромом «у меня все было» и так называемых «безбашенных», регулярно попадающих в аварии на Феррари, Гелендвагенах и Майбахах. Фактически, это тоже варианты незавершенных суицидов… К категории суицидального поведения следует отнести движение руферов, зацеперов и тому подобных; а также увлечение вполне благополучных людей экстремальными видами спорта. Пусть кого-то это удивит, но одним из проявлений склонности к самоповреждению является массовое увлечение тату» (читайте доклад М.М. Решетникова по ссылке).
Материалы по теме
Развод и нарушения привязанности у детей
09.01.2018
Батя 2.1: модель для пересборки. Как изменилось отцовство?
20.06.2021
Игротерапия: во что играть, чтобы победить страхи и улучшить настроение?
15.06.2021
Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
11.06.2021
О работе с родителями, имеющими алкогольную зависимость
10.06.2021
Актуальные вопросы психологического консультирования детей, подростков и их родителей
29.05.2021
Современные программы профилактики суицидального поведения подростков и молодежи
13.05.2021
Мужчин испортило женское воспитание?
10.05.2021
Можно ли спорить при детях? Все не так однозначно, как кажется
10.04.2021
Размышления детского психоаналитика: проблематики работы с детьми и родителями
16.02.2021
Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
29.01.2021
Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
15.01.2021