В оформлении заметки использована работа Игоря Сапункова "Лилии" (из коллекции галереи "Арт-Гнездо").
В тексте использованы материалы нашего доклада с М. Барменковой и Ю. Бровкиной в Московском государственном психолого-педагогическом университете.
«Не будем о печальном». А почему, собственно?
В СССР было не модно говорить о печальном, разве что про войну. При этом советские идеологи пуд соли съели, объясняя, какая у представителей «загнивающего Запада» фальшивая, неискренняя улыбка.
Отчасти, так оно и есть. Человек внутри может исстрадаться, но улыбка на губах должна быть широкой.
Однако мы уже знаем из предыдущих заметок, что, если даже воспринимать улыбку, как физическое упражнение, она все равно приносит и эмоциональную пользу. Не забыли еще про «улыбку Дюшена»? Это когда улыбаются и глазами (круговой мышцей), и с помощью большой скуловой мышцы. Так вот, такая "большая" улыбка действительно приводит к улучшению эмоционального состояния улыбающегося, даже если он всего лишь выполняет заданное психологом упражнение.
В нашем обществе, кстати, тоже не очень-то принято говорить о печальном. Словно имеется неведомый, тайно введенный запрет.
Жизнь без потерь непредставима и невозможна
А, между тем, даже дети знают, что в жизни каждого человека бывают невосполнимые потери. Хотя бы потому, что человек не бессмертен. И рано или поздно его земная жизнь заканчивается.
Что, уже не хочется читать дальше?
А смысл дочитать до конца есть. Потому что все, без исключения, люди переживали горе. Да вот только переживали они его по-разному.
Кто-то вышел в новую жизнь, умудренный пройденным испытанием.
А кто-то вообще не вышел в новую жизнь, потеряв на пути горевания собственную.
Потому что горе – это болезнь. Которую не минуешь, но которую можно пережить.
Или не пережить.
Горевание, как болезнь
Это вовсе не фигура речи.
Психологи, исследующие этот процесс, сходятся на том, что он действительно идентичен тяжелой болезни.
И также, как у любой болезни, у горевания есть обязательные этапы, которые, к сожалению, не перескочить при любой квалификации сопровождающего психолога.
Назовем эти этапы (Э. Кублер-Росс):
- Шок и отрицание
- Гнев и раздражение
- Торг
- Депрессия
- Принятие.
Дадим для более широкого представления еще одну классификацию стадий горя - нашего психолога Ф.Е. Василюка:
1. Шок и оцепенение.
2. Стадия поиска.
3. Стадия острого горя.
4. Стадия «остаточных толчков и реорганизации».
5. Стадия завершения.
Если горевание неизбежно, зачем его изучать и, тем более, в него вмешиваться?
Да именно потому, что этот процесс, оставаясь неизбежным, протекает у всех по-разному. Например, становясь НЕВЫНОСИМО острым. Либо неестественно долгим.
Почему – неестественно?
Потому что ЕСТЕСТВЕННО – это когда этапы сменяют один другой, причем психологам примерно известно, сколько будет длиться каждый.
Если же происходит, как мы говорим, «застревание», это значит, что болезнь горевания осложнена.
Всё, как в любой болезни: одни полностью выздоравливают, другие инвалидизируются, третьи умирают.
Но если в обычной болезни все знают, что стало плохо – вызывай «Скорую», то с болезнью горевания к этому пока не привыкли.
Типа – время лечит. Что правда.
Но не всех.
Задачи работы горя (по Дж.В.Вордену)
1. Признать факт потери.
Потому что отрицание этого факта блокирует работу горя, затормаживает ее. Например, сохранение нетронутой комнаты умершего недолгое время - нормально. А долгое - нет.
Не надо говорить горюющему, что, мол, все образуется. В данный момент ему сложно в это поверить. Нужно подтвердить, что утрата ужасна, но есть дела, которые надо делать. И близкие, о которых надо заботиться. И люди, с которыми все равно надо взаимодействовать.
2. Пережить боль потери.
"Перескочить" через боль утраты нельзя, она обязательно должна быть проработана. Иначе не перейти к следующему этапу.
Не надо мешать человеку выплакаться. Но категорически нельзя топить боль в алкоголе. Потому что боль не утопишь, а болезнь горевания осложнится и затянется.
Человек может начать идеализировать ушедшего, или, наоборот, обижаться и злиться на него, одновременно стесняясь этого чувства. А может на время вернуться к инфантильным формам поведения. Это нормально для данного состояния. Однако "охранительное поведение", утишая текущее страдание, одновременно затягивает его во времени.
3. Наладить окружение, где ощущается отсутствие объекта утраты
Горюющему надо дать возможность прочувствовать отсутствие ушедшего. Дать для этого время и пространство. Не пытаться заставить его "перескочить" этап.
Старая жизнь исчезла, и теперь надо по шагам, потихоньку, создавать новую. Для этого часто полезно проработать вопросы, что именно - конкретное, физическое - потеряно с уходом близкого. Обычно это больно. Но почти всегда эффективно.
4. Выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.
Речь, конечно, не идет о забвении. Наоборот, память об ушедшем в сознании горюющего должна остаться навечно. Но острая боль при каждом воспоминании должна сменяться спокойной теплой любовью. Радостью от того, что он все-таки был в этом мире и оставил в нем свой след.
Например, из моего опыта, женщина, жестко "застрявшая" на четвертом (по Кублер-Росс) этапе после смерти мужа-композитора, нашла по совету психолога ресурс в том, что организовала в его память музыкальный фестиваль. Понятно, что это не панацея, но и психологических средств облегчения человеческих страданий тоже в арсенале много.
Симптомы горя, физические и психологические
Физические симптомы могут включать себя нарушения дыхания, спазмы, сухость во рту, крайне неприятные ощущения в горле и животе. Обычно резко снижается концентрация внимания. Например, человеку, пережившему недавнее горе, гораздо легче попасть в ДТП.
Психологические симптомы также тяжелые и часто - более длительные: нарушение (вплоть до разрыва) социальных контактов, раздражение и даже агрессия. Теряются мотивация к работе и организационные способности.
У меня в этом году было два случая работы с мамами, потерявшими сыновей в юношеском возрасте. У обеих наблюдалось тяжелое чувство вины и полная поглощенность образом умершего.
Повторюсь, что это стандартные для горя симптомы. Потому что старое устройство мира горюющего внезапно оказалось разрушенным, а новое еще не создано.
Но если эти симптомы не проходят в свой срок, то это и есть "застревание", которое надо преодолевать.
Еще раз: не в смысле - забыть умершего, вовсе нет. Но сменить ощущение острого горя ощущением спокойной постоянной любви к ушедшему. И к тем значимым, близким, кто остался.
Зачем нам в блоге такие печальные вещи?
Затем, что мы с вами – живые люди, и в жизни бывает всякое.
Предупрежден – значит, вооружен.
А теперь – для многих неожиданное.
Горе, к счастью, бывает редко.
А прочие проблемы? Не горе, конечно. Но большие неприятности.
Угнали машину.
Уволили с работы.
Мошенники отняли накопления.
Развелись с супругом/супругой.
Обнаружили хроническое заболевание.
Так вот, они переживаются ровно по тем же этапам, что Элизабет Кублер-Росс «вычислила» для горя.
Болезнь утраты – не обязательно связана со смертью!
Потому что «болезнь утраты» включает в себя всё, от смерти до утери кошелька. При этом остается болезнью, со всеми физиологическими ее особенностями.
Ясно, что степень страдания при финансовых и человеческих потерях абсолютно разная.
Но важно, что этапы «работы горя» одинаковые.
А значит, зная рассказанное в этой заметке, вы сможете легче переносить неизбежные в нашей жизни неприятности.
Будете понимать, что после обязательных тяжелых этапов придет «выздоровление». И, конечно, станете обращать внимание на «застревание» на тех или иных этапах.
А значит – вовремя обратитесь за помощью, не доводя проблему до плохо разрешимого состояния.
На сегодня - все.
Ниже - полезные статьи и видео по теме нашего блога.
Когнитивная терапия - за 120 сек. :)
Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри
Безмедикаметозные лайфхаки... Часть 3.
Безмедикаментозные лайфхаки... Часть 4.
Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593
И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам. Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.