Казалось бы, принимая решение, мы рассчитываем на изменения, но нашему мозгу тяжело расставаться со старым. Поэтому мы можем попасть в «ловушку статус-кво», при которой наши действия будут направлены не на перемены, а на сохранение текущего положения.
Впервые термин «ловушка статус-кво» использовали исследователи Уильям Самуэльсон и Ричард Цекхаузер в 1988. Они описали несколько показательных случаев этой ловушки.
⭕ Например, проект по добыче полезных ископаемых вынудил жителей одного из городов в Западной Германии переселиться в район поблизости. Жителям предложили несколько вариантов планировки их нового места пребывания. В итоге ими был выбран вариант наиболее похожий на прежний район, хотя та планировка была неудобной и запутанной.
⭕ Это же ошибка распространяется даже на выбор обеда. Исследователи приводят еще один случай. Людям рекомендовали несколько вариантов сэндвичей, но они выбирали тот, что уже пробовали. Почему? Это прозвучит странно: сэндвич, который они еще не ели, может им не понравиться: для избегания возможного дискомфорта мы склонны делать то, что уже делали.
⭕ В 1985 году компания «Coca-Cola» представила новый усовершенствованный вкус напитка. Вкусовые тесты показали, что многие потребители предпочитали «Новую» Coca-Cola «Классической». Но когда покупателям предоставили выбор, они чаще приобретали «Классическую». Компания «New Coke» была закрыта в 1992 году.
⭕ Участникам пенсионного плана сообщали о возможности изменять распределение своих инвестиций без каких-либо затрат. Несмотря на разные показатели доходности, только 2,5% участников согласились на это. Когда их спрашивали, почему они не меняли распределения, они часто не могли обосновать свое предпочтение статус-кво.
«Ловушка статус-кво» касается многих сфер нашей жизни: от банального выбора обеда до распоряжения своими инвестициями. Наша психика устроена таким образом, что в первую очередь мы оцениваем потенциал потерь, а не потенциал выгод. Присмотритесь, когда принимаете решение, возможно, вы просто избегаете изменений!
А вам знакома эта ошибка?
Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.
и на нашем сайте.