На примере популярного и симпатичного мультипликационного персонажа — о не менее популярном, но куда более сомнительном сюжетном тропе.
В русском литературоведении термин "Мэри-Сью" — боевой, мегаумный, обязательно выходящий сухим из воды, обожаемый, неубиваемый (а если убиваемый, то в финале и под всеобщие рыдания) персонаж — прижился давно. Прижился хорошо и вышел далеко за пределы фанфикшна, где родился. На Западе, кстати, есть четкое разделение "идеальных" М и Ж, поэтому также употребляется "Марти", но у нас Мэри внезапно стала гендерно нейтральной. Это показательно. Но сегодня о другом.
Я бы сказала, ярлык "Сью" прижился настолько, что стал карательным инструментом для всех героев, которым перепало много хороших качеств или внимания. Это плохой тренд, с которым, как и с любыми другими, нужно вступать в даосский (обязательно даосский!) кулачный бой. Но, к сожалению, как и любой ярлык, этот возник не на пустом месте. Сегодня мы поболтаем о грани между крутостью и совершенством. На довольно необычных примерах.
В моей новой книге на мировоззрение персонажей здорово повлияли мультсериалы детства. Когда она появится в доступе, я надеюсь обсудить с вами ваши любимые #Мультяшки и те инсайты, которые вы благодаря им обрели — или обретаете, возвращаясь к героям во взрослом возрасте. Сегодня же расскажу о недавнем озарении, посетившем меня в бессонную ночь размышлений о бурундуках. С чего вдруг? Потому что оно про литературу тоже.
Размышляла я о не очень мною любимых, но настырно меня преследовавших "Чипе и Дейле". Уже в детстве я с потрохами покупалась на истории о командах разноплановых ребят, спасающих мир, неважно, будет ли это ментовка или стая австралийских зверей на звездолётах. "Спасатели" в эту плоскость ложились, но дивную картинку дружбы, личностного роста и героизма лично для меня жирно портил один элемент.
Чип. Пожалуйста, если это ваш краш или духовный брат, просто бросьте этот пост.
Тот самый, у кого всегда есть план. Тот самый, кто всегда всех построит. Тот самый, кто никогда не подведет команду и не попадет в глупое положение из-за неуклюжести, маленького размера, изобретательской рассеянности или неудачно подвернувшегося, такого вкусного куска сы-ыра. И тот, на ком так стильно сидят куртка и шляпа.
Кажется, я невзлюбила его с 1-го же эпизода. Хотя не помню. И это было странно, потому что обычно именно лидеру команды я безоговорочно или, по крайней мере, здорово симпатизировала (сейчас тоже). Лео из "Черепашек-ниндзя", Супермен из "Лиги справедливости", начальники ОВД из всех ментовских сериалов, да даже Поттер, не говоря об Арагорне, испытали на себе фантомную волну моих чувств. Чипа хотелось скормить коту. Изолировать. Сейчас я отправила бы его на курсы эмпатичного лидерства. Хуже, чем его вечно задранный нос, только то, что стеб в адрес Дейла и Рокфора и гротескно павлинье поведение в адрес Гайки почти никогда не... вызывали последствий? Вот серьезно, и Дейл зубам не дал, устав ходить с клеймом идиота? И миссии все на соточку?
⠀
Здесь мы и переходим из плоскости абстрактной ностальгии в плоскость того, почему именно образ крутого персонажа проще всего запороть.
⠀
Казалось бы, в случае Чипа мы говорим о лидере. Лидер и должен быть... лидеристым. Хорошо бы он был собраннее и ответственнее команды, понимал в стратегии и тактике, умел драться минимум не хуже всех, имел авторитет и подвешенный язык. Позже, пытаясь анализировать образ и ставя его в ряд с Лео и Суперменом, я поняла, что по этим критериям все вроде как одинаково. Почему он главный, — понятно. На нем лежит ответственность — сочувствую. Он справляется — молодец. Почему же тогда, кроме вреднючей вредности (а я, между прочим, обожаю вредин) он вызывает такое неприятие, отторжение и, глобальнее, неверие?
Ответ оказался прост. You are writing a Mary Sue (c).
⠀
Если взять Леонардо, самый яркий пример лидера команды, напоминающей "Спасателей" (там лидер + долбонавт + изобретатель-инфантил + агрессор, хотя в "Спасателях" агрессора нет, и, возможно, это все и портит), мы видим интересную картинку.
Казалось бы, Лео куда более продвинутый лидер, чем Чип, да еще и эмпатичен. Психологически он намного старше своего возраста и определенно старше всех остальных.
Но несмотря на это, его лидерство постоянно подвергается сомнению либо им самим, либо кем-то извне (тем же агрессивным элементов, воплощенным в Рафаэле), и он нередко совершает ошибки. Из-за этого он растет; когда на горизонте появляется Караи, все с его метаниями становится прям совсем интересно, а как итог... он живой, переживательный и наблюдать за ним одно удовольствие. Он не оттеняет других. А главное, ни один косяк не сходит ему с рук — все как в жизни.
В случае же Чипа неважно, что он сделает плохо, никто не пострадает. По крайней мере, пострадает несерьёзно, он же всех спасет, и шляпа будет все еще великолена. Примерно так же белый плащ Князя Серебряного всегда останется белым. Персонаж будет стоять над другими, учить их жизни и морали; если облажается, то без последствий... Ну а боярыни, опричники и даже царь будут в той или иной степени падать к его ногам.
⠀
Я начала с того, что хотя термин "Мэри-Сью" на слуху, многие его так и не понимают. Например, в паре отзывов я видела, что кто-то назвал Мэри-Сью мою Джейн, причем на том лишь основании, что "все ею восхищаются". А между тем в очереди на должность Сью она последняя. Именно ее нежелание вовремя поделиться правдой с союзниками; попытки угодить всем, кто создал вокруг нее нелепый культ, и ее незрелость (лидерская, эмоциональная и тд) и привели к ее же смерти и к огромному спектру проблем. Без нее не было бы ужасов, где закалилась Эмма. И не было бы одной из главных идей книги: культ личности — зло, неважно, в масштабе политическом или семейном. А восхищение... речь о необразованных слоях отсталого народа, о сестре и любимом мужчине. Остальные смотрели на Джейн критически, даже если и с нежностью.
⠀
Так что Мэри-Сью — не просто тот, кем много восхищаются.
⠀
И не:
- Бойкий, языкастый умник.
- Сирота, которая выросла в крутого перца.
- Сильный лидер.
- Единственная дама в мужской команде.
- Звезда любовного многоугольника.
- И даже Избранный.
⠀
Мэри-Сью не определяется количеством крутых качеств. И даже их балансом с косячными. Недостаточно дать персонажу слабость. Важно, чтобы она работала.
⠀
Взять книжного Холмса: гений. У него МОРЕ крутых черт и навыков, но одного — выстраивать теплые отношения больше, чем с парой людей, — нет. Устами Холмса мы слышим, что это +. Но в сюжете видим: это... щербинка. И она делает Шерлока живым.
⠀
Ярлык "Мэри-Сью" приобретается, как сердце мужчины: через желудок.
⠀
Когда вы даете герою слишком много зелья удачи Феликс Фелицис и лишаете его возможности попасть в беду и подвести всех, а если вдруг такое случится, ошибки он исправляет, пописав на два пальца.
Вот.