Найти в Дзене
Кристина Хачатрян

"В дымном плену" или о популярности "кальянного рэпа"

Сегодня в России не найдется тех, кто хоть раз краем уха не слышал песни в этом своеобразном жанре. Тем не менее, в музыкальной индустрии неохотно прослеживается выделение "кальянного рэпа" как совершенно нового течения. Мнения критиков и неравнодушных к кальян-рэпу расходятся, а разобраться стоит, наблюдаем ли мы тенденцию моды или новый жанр в музыке, а также в чем феномен ее популярности. 

Из чайхоны, с любовью

«Кальянный рэп» - трансформер из жанров поп и рэп с возможными добавлением этнических мотивов, зачастую восточных – кавказских и среднеазиатских народов.  История музыкально-стилевой формулировки берет начало приблизительно  с 2010-х, когда восточные мотивы уже довольно хорошо существовали в массовом потреблении. Но не все известные нам к тому моменту песни с флером Востока можно отнести к «кальянным» (например, Эльбрус Джамирзоев или Эльдар Долгатов, скорее, поп с кавказским акцентом). Дымно-душный зал чайхоны поможет понять источник такого рэпа. Трудно представить на фоне симфонии Баха или Вагнера, нужна соответствующая атмосфера – лёгкие, приятные звуки, расслабляющие, как бы дурманящие голоса. Конечно, ассоциативная интерпретация – не единственное объяснение возникновения «кальян-рэпа». Данное направление сложилось благодаря творчеству некоторых исполнителей, популяризирующих его.

Братья по музыкальному цеху

Одна из главных версий становления музыки и попытка объяснения феномена принадлежит руководителю музыкального лейбла Zhara Music -Бахтияру Алиеву, более известного как Bahh Tee. По его мнению, сложно найти истоки этого явления, ведь сейчас под «кальян-рэпом» принято понимать музыку, ранее звучавшую в городских дворах и перекочевавшую в кальянные. Она нравится слушателям благодаря легкости и необычной стилистике. С творчеством рэпера связывают становление термина – начало карьеры шло параллельно первым упоминаниям «кальян-рэпа (приобрёл  известность после альбома «Небо не предел», который сразу закрепился на второй строчке российского iTunes Store).  По-видимому, воплотив стиль, Bahh Tee стал его «предтечей» и  заинтересовался в создании представления о новом жанре. Сейчас Bahh Tee создает тот самый «кальян-рэп» и развивает его с помощью лейбла Zhara Music – кузницы хитмейкеров. Его главные представители в этом жанре — HammAli & Navai, Rauf & Faik, Джаро, Бабек Мамедрзаев . Ещё один лейбл, олицетворяющий направление –  RAAVA MUSIC, возглавляемый певцом и продюсером Эльманом Зейналовым  (El'man) и состоящий из следующих исполнителей: Andro, Jony, Gafur. Нельзя не упомянуть главный реп-дуэт российского хип-хопа – Miyagi & Andy Panda и их лейбл Hajime Records. Конечно, это не весь «кальянный реп», исполнителей намного больше. Понадобится небольшая классификация по «отбору» песен.

Поп-рэп и колоритные восточные мелизмы

Объединяют кальян-треки следующие составляющие:

Стилистика – лиричные, печальные, либо танцевальные, зажигательные песни. Примеры: Andro, альбом «Moon Flame» - лиричные баллады; песни GIDAYYAT («Сомбреро», «Помпеи», «Дилайла») – ритмичные, клубные. 

Музыка – поп или рэп (возможно сочетание), традиционные хип-хоп биты с восточным колоритом, также возможен реггетон, национальный инструментарий и дансхолл. Например, HammAli & Navai чаще всего используют хип-хоп, а Miyagi и Andy Panda – раггамаффин. 

Вокал – использование речитатива, иногда соула и восточных мелизмов. К примеру, исполнение следующих певцов: Ramil', Idris & Leos, Cygo.

Песни и содержание текстов – на русском языке, основная тема – страстная любовь, иногда неразделенная, мечты «простых парней» и жизненные трудности (для примера - Rauf & Faik, альбом «PAIN & MEMORIES»).

Как показала практика, в перечисленном, определённо, таится формула успеха. Однако и этого недостаточно, чтобы назвать кальянный рэп – новым жанром или облечь его обычной тенденцией. 

По ту сторону дымовой завесы 

Современная музыкальная индустрия построена на коммерциализации творческих явлений. Конечно, кальян-рэп не стал исключением. За счет легкости и приятности, его слушают большая часть аудитории, соответственно, такой рэп хорошо монетизируется. Поэтому, лейблы выпускают "кальян-рэп" в огромных количествах, вкладывая в него сейчас много средств и заполняя им всевозможные топы. Грамотный продюсинг и PR (например, лейбла Zhara Music или RAAVA MUSIC) помог ввести определение в коммерческий оборот, и, как следствие, открыть новую, доходную область в поп-музыке. Музыкальные дистрибьюторы и лейблы также уловили тенденцию стриминговых сервизов, играющих сегодня чуть ли не главную роль в популярности и признании музыки. И тут можно лишь поразиться подкованности продвигающих сил кальянного течения. Направление превратилось в тенденцию, породившую спрос на конвейерный выпуск подобного музыкального продукта. Быстрый и удобный в создании «урожай» приносит отличную прибыль своим творцам и становится одним из самых популярных поп/рэп проявлений.

О мнении критиков

Исходя из понимания «составляющих» и механизмов распространения кальян-рэпа, некоторые музыкальные критики дают определённую  характеристику явления. Интерпретаций две - одни считают, что такое направление должно было возникнуть, добавляя свежие ноты закостенелой эстраде. Другие видят в нем лишь веяние моды, стиль, которому скоро наступит конец. В большинстве своём, критики сходятся во мнении об отсутствии нового жанра в виде кальянного рэпа, относя его больше к направлению внутри поп или рэп течений. И правда, если задуматься, то никаких признаков совершенно новой жанровости он не несет. 

Напустили дыма или открыли новое? 

Сегодня в музыкальном мире едва ли не глупо претендовать на открытие новых жанров, - всё слишком тесно переплетается и делению уже не подлежит. Сторонники идеи о рождении жанра под названием «кальянный рэп», скорее всего, преследуют свою цель – его продвижение. Тем не менее, не стоит исключать возможность реального становления кальян-рэпа, как чего-то абсолютно нового, в случае новаторского подхода. А пока что, это очень приятная или качающая музыка, которая нравится миллионам российских слушателей и будет популярна ещё долго, по причине многонациональности страны. Кальян-рэп — российское кросскультурное явление, которое в целом одно из главных трендов европейского музыкального рынка. 

Остаётся лишь вопрос о роли поп-направления. С одной стороны, вполне хорошее проявление современной массовой культуры (не несет никакой девиантности и не провоцирует в людях агрессию, жестокость, а также развивает в небольших процентах восприятие национальной восточной, кавказской или среднеазиатской культуры). С другой стороны, отсутствие явного негативного влияния ещё не говорит о глубине композиций, а развитие восточной культуры не есть сохранение культуры России. А это причина задуматься над развитием русской народной музыки. 

За столь недолгую историю существования словосочетание стало нарицательным с негативной окраской. Действительно, не самое толерантное определение, идущее вразрез с нормами этики в 2020 году. Было бы резонно ввести более подходящее понятие-эвфемизм. Да и само сочетание уже не точно и актуально: рэп иногда полностью отсутствует в песне, и «кальянами» уже не пахнет. Усилиями некоторых исполнителей этого направления, вполне возможна эволюция в новый жанр, имеющий четкое название и стиль. Далее – мой список из самых ярких и талантливых.

 

Что послушать? 

  1. Miyagi & Andy Panda, концептуальный альбом «Yamakasi» (хип-хоп, поп-рэп, регги). У этих ребят свой наработанный стиль и манера исполнения, за что их так любят."Yamakasi" составляет 9 песен («Атлант», «Utopia», «Мало нам», «Психопатия», «Tantra», «Medicine», «Minor», «Там ревели горы», "Yamakasi") и является идейным продолжением "Hajime 3". Название альбома переводится как "сильный дух". Связующая нить треков – ностальгия и тоска по родным местам. Один из немногих альбомов в русском рэпе в 2020 году, который несёт в себе смысловое наполнение. При прослушивании лонгплея погружаешься в личный, эфемерный мир авторов песен.  Соучастие в таинстве и есть главный козырь владикавказского дуэта. Так, слушая их «Тантру» (в индийской культуре обозначают практики, которые ведут к духовному развитию, а также вид философско-литературного произведения, написанного в форме диалога Шивы и Шакти) ощущаешь релакс у костра под почти шаманские мотивы. Подобные чувства вызывает и «Medicine». Треки «Yamakasi», «Там ревели горы» посвящены родному городу Азамата и Сослана – Владикавказу, сравнивая его с Троей и Детройтом и вспоминая о горах, пятиэтажках, маме и добрых соседях. О бессердечности людей, гуманизме и гуманизации, прекращении насилия - композиции «Психопатия», «Medicine» и «Minor».

  1. JANAGA – альбом «Раунд 1» (хип-хоп, поп-рэп, регги, этническая музыка) – новая кровь русского рэпа. Невероятно колоритный вокал. Альбом состоит из шести композиций («Этника», «Много ран на теле», «Люди нелюди», «В дыме сигарет», «Во мне зверь», «Весна»). Песни напоминают монолог автора на различные философские темы, подведение итогов рефлексии. Интересна дихотомия его размышлений и противостояние внутреннего мира с внешним, именно в боевом оттенке, агонии (отсылка к названию). Герой Джанаги олицетворяет себя с мятущимся пророком, «стариком внутри, снаружи молодым». Так, в «Много ран на теле», «Люди нелюди» автор говорит о конфликте с собой и с окружающими людьми, недопонимании и душевной слепоте, царящих в обществе. Тексты песен стараются уподобится притчам, которыми мудрые старики обычно делятся с неопытными молодыми. Также отдельно стоит выделить трек под названием «На ноги встанем», посвященное армянскому народу. JANAGA обращается к своей нации с просьбой поверить в светлое будущее, ведь Родина нуждается в сильных людях, которые смогут  заново построить на руинах войны очаг и «счастье сквозь слезы». 

  1. Jah Khalib – альбом «Выход в свет» (хип-хоп, рэп) – хаотично собранный, тем не менее, требующий внимания лонгплей. Объединяющая тема – любовь в виде дара свыше («Противоядие», «По льду», «Кохаю», «Мария»). Автора отличает ситуативность сюжетов в песнях, речитативные вставки в виде декламации, стэнд апа  («Stand up», «Город грехов»). Треки контрастируют в стилистике, - нежные, лиричные баллады  («Письмо маме», «Одинокая влюбленная», «Брату») сменяются грубыми, жёсткими рэп-ответами урбан-обществу  («Цирк (Суд идет)», «Дети степей»). Вне альбома стоит послушать его  прекрасные композиции о чистой любви к музе, ведущей путника в нелегком жизненном пути – «Лейла», «А я её», «Медина». В первом и последнем треке хорошо раскрываются образность повествования с оттенком притчи.